Петербургские тайныНовая книга известного писателя и собирателя фольклора Наума Синдаловского «Петербург: От дома к дому... От легенды к легенде...» построена в форме путеводителя по историческому центру и окраинам Петербурга. Автор предлагает читателю отправиться вместе с ним в путешествие по улицам и площадям, скверам и набережным северной столицы. 20/11/2001 Оригинальный путеводитель позволит не только узнать факты и даты из истории Петербурга, но и взглянуть на них через призму городского фольклора – пословиц и поговорок, загадок, считалок и детских страшилок, легенд и преданий, частушек и анекдотов, имеющих точный архитектурный, топонимический, географический или исторический адрес. Предлагаем вниманию читателей несколько выдержек из книги.
***
Среди скульптур, украшающих аллеи сада, находится памятник известному путешественнику, исследователю Центральной Азии Н. М. Пржевальскому. Он отлит по модели скульптора И. Н. Шредера и установлен в 1892 году.
Это один из самых курьезных памятников Петербурга. Карликовый верблюд, прилегший у основания пьедестала, кажется случайным и необязательным под бюстом импозантного мужчины в мундире гвардейского офицера с погонами. Сохранилась легенда о том, что еще накануне установки памятника Географическое общество, членом которого был Пржевальский, указывало городским властям на нецелесообразность образа «корабля пустыни» в непосредственной близости с морским символом города – Адмиралтейством.
Но, как говорится, если уж что, так это надолго. Никто в 1892 году не мог предполагать, что почетный член Академии наук, почетный гражданин Петербурга, генерал-майор Николай Михайлович Пржевальский, запечатленный в бронзе, окажется так удивительно похож на вождя всего человечества, лучшего друга скульпторов и путешественников Иосифа Виссарионовича Сталина. Но так случилось. И дальнейшая судьба памятника в городском фольклоре оказалась связанной с этим именем.
«Почему Сталин с верблюдом?» – был дежурный вопрос, которого с затаенным ужасом ожидали экскурсоводы от непредсказуемых туристов. Потом появились легенды, одна невероятнее другой. Рассказывали, как однажды, путешествуя по Азии, Пржевальский неожиданно отклонился от маршрута, завернул ненадолго в Грузию, встретился там с некой красавицей Екатериной Георгиевной – будущей матерью Сталина, и осчастливил ее, став, как утверждает эта фантастическая легенда, отцом ребенка. Поди проверь. Но вот уже несколько лет у основания памятника великому путешественнику появляются букетики цветов. Говорят, их приносят пожилые женщины – верные и твердые последовательницы Сталина.
***
Из скульптур, вокруг которых витает ореол легенд и преданий, заслуживает внимания знаменитая мраморная Венера, некогда, еще при Петре I, украшавшая Летний сад. Еще тогда, чтобы не вводить в соблазн и смущение благовоспитанных граждан, рядом с «Белой дьяволицей», как ее называли петербуржцы первой четверти XVIII века, был поставлен часовой. Затем скульптуру перенесли в Эрмитаж.
В октябре 1917 года, сразу после штурма Зимнего дворца, во избежание искушений, возле нагой богини был поставлен вооруженный матрос. Если верить фольклору, время от времени он выкрикивал: «Кто руки обломал? Ноги повыдергиваю!»
В 30-х годах ленинградцы специально ходили в Эрмитаж полюбоваться совершенством античной скульптуры. Среди интеллигенции появился обычай прикасаться губами к белому мрамору скульптуры. Это называлось «Целовать Венус в тохис».
***
В скандальной мифологии эпохи застоя особое место занимают легенды о царском парадном сервизе из эрмитажного собрания, взятом тогдашним хозяином Ленинграда Григорием Васильевичем Романовым для свадьбы своей дочери. Среди сотрудников Эрмитажа до сих пор бытует предание о том, как проходила эта экспроприация.
На неожиданный звонок из Смольного директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский будто бы решительно заявил: «Только через мой труп». Но когда услышал в ответ, что это не является серьезным препятствием, сказался больным и отправился домой. Через короткое время к Эрмитажу подъехала машина, из которой вышли решительные юноши в одинаковых костюмах и в сопровождении испуганного заместителя Пиотровского направились за сервизом. Восстал против такого партийного хамства только один человек. Им оказался научный сотрудник Эрмитажа Тарасюк. Он надел на себя металлические средневековые доспехи и, размахивая всамделишным музейным мечом, «грохоча стальными сапогами и позванивая звездчатыми шпорами», двинулся на широкоплечих сотрудников обкома КПСС. Похолодев от ужаса, экспроприаторы бросились, было бежать, но тут случилось непредвиденное.
К полночи в эрмитажные залы спускали сторожевых собак. С воем и лаем они бросились на железного рыцаря и вцепились в неприкрытый спасительными доспехами зад несчастного Тарасюка. Оказывается, доспехи, взятые им второпях, предназначались для верховой езды, и зад, соответственно, должен был оставаться свободным от металла. Этого научный сотрудник Эрмитажа, один из авторитетнейших ленинградских специалистов по оружию, в спешке не учел.
К счастью, успели подбежать собаководы, и Тарасюк был спасен. Однако из Эрмитажа его уволили, а драгоценный сервиз со всеми предосторожностями, приличествующими случаю, был якобы доставлен в Таврический дворец, где готовились столы для свадебного пиршества.
_
|