Заграниця

Інформаційно-аналітичний дайджест для всіх, хто їде за кордон або залишається вдома

ГОЛОВНА - АРХІВ - Новини - Аналітика - Імміграція - Візи - Робота - Освіта - Інтеграція - Туризм - Аеробус - Автотур - Гроші - Нерухомість - Шопінг - Фотокадр - Країнознавство - Культура - Гід гурмана - Мандри - Дивосвіт - Зона закону - Безпека - Просто життя - Особистий досвід - Спортивний інтерес - Здоров'я - Технології

«Заграниця» №44 (97)

ШОПИНГ


ВЬЮЧНЫЕ ЛЮДИ – 5

Метрах в ста от гостиницы находились несколько уйгурских столовых, над входом в одну из которых красовалась надпись на русском языке: «Мусульманский ресторан. Добро пожаловать!»

20/11/2001

Челноки, не мудрствуя лукаво, сюда и заходили. «Мусульманский ресторан» представляет собой обеденную комнату размером примерно 20 квадратных метров, где размещаются 4-5 обеденных столиков. Для «чистой публики», – например, для желающих уединиться челноков, – имеются два «кабинета» – закутки метров по пять с одним большим круглым столом посредине. Меню: лагман, пельмени, шашлык, жареная курица и рыба, салат (огурцы, помидоры, лук) и, конечно же, первым делом лягушка и змея.

Цены – раза в четыре выше, чем было бы испрошено с местного жителя. Исключение составляет такое известное блюдо, как лагман, который (это известно всем) стоит по всему городу 9-12 юаней, не больше, здесь уж не надуешь. Кроме того, в избытке водка, вино, пиво, сок, кока-кола и прочее. С виду кажется, что всеми делами в «мусульманском ресторане» заправляет некто Али (он же Володя, Юра, отзывался и на другие имена). На самом деле он был простым официантом и поваром, зато понимал по-русски и потому был центральной фигурой в заведении.

Все бы было терпимо, но с некоторых пор в «Гянджоу» в большом количестве завелись пакистанцы (они тоже занимаются в Урумчи каким-то бизнесом), арендовали на постоянной основе склады, забили своим товаром коридоры. И вдобавок в положенные часы все они выходят в коридор, чтобы на особых ковриках молиться по мусульманскому обряду. Теперь пройти по коридору стало совершенно невозможно, и нашим челнокам пришлось распрощаться с «Гянджоу». А азерам пакистанцы нипочем, они сами кого хочешь выживут в два счета откуда угодно.

На очереди была «Тибингуа» («ти» – спорт, «бингуа» – гостиница), словом, гостиница «Спорт», расположенная рядом с местным стадионом. Подсобные помещения стадиона и все близлежащие железные ангары, кирпичные сараи и гаражи сдавались в качестве складов. На ночь, зимой и летом, в такой склад вместе с товаром запирался китаец, обязанный охранять товар от разграбления. В одном довольно крупном кирпичном сарае зимой 1995 года постоянно жила молодая китайская семья с маленьким ребенком. На вопрос, как же эти люди живут в неотапливаемом каменном гробу, без воды и прочих удобств всю зиму при 25-30-градусном морозе, местные знатоки отвечали, что эти люди очень счастливы: другие живут в вырытых в окрестных горах земляных норах, а на работу ходят за много километров.

Одновременно со «Спортом» популярностью пользовалась гостиница «Пяньджан» («Пограничник»). Помимо того, что склады здесь находятся тоже рядом, челноков привлекало и то, что два первых этажа обоих пятиэтажных корпусов гостиницы были заняты под оптовые магазины. Здесь наши соотечественники скупали не только одежду, но и разные бытовые товары, инструменты и мультитулы оптом и мелкими партиями.

Сама гостиница «Спорт» мало чем отличается от «Гянджоу», но номера здесь двухместные. В подвале есть «ресторан», но челноки предпочитают ходить в несколько окрестных забегаловок: уйгурскую «лагманную» и еще одно заведение, где дунгане (еще один мусульманский народ) вкусно готовят манты. Кроме того, прямо перед входом в гостиницу на нескольких мангалах с утра до поздней ночи жарят шашлык.

Шашлык там очень необычный, в СНГ такого, наверное, нигде нет. Разумеется, только из баранины, не вымоченные в уксусе кусочки сильно перченного мяса пополам с жиром – чуть больше фильтра от сигареты в сыром виде, а в готовом – никак не больше. На одном шампуре – 5-6 таких кусочков. Меньше 10 шампуров никто не берет. Десять шампуров стоят 5 юаней – чуть больше половины доллара. Если хочешь заказать десять шампуров, покажи шашлычнику десять растопыренных пальцев своих рук, и все ясно. Если же хочешь двадцать, то сначала покажи растопыренные пальцы ладони внешней стороной, а затем, не сгибая пальцев, переверни ладони внутренней стороной к продавцу. Если будешь, как для своих, сжимать и разжимать пальцы нужное число раз – тебя не поймут.

«Питнацат!» – щегольнет иной шашлычник знанием русского языка, подавая тебе двадцать шампуров и получая десять юаней.

Большинство голодных покупает рядом специальную лепешку размером с десертную тарелку, сухую и черствую, как старый сухарь, но если ее положить на еще готовящийся на мангале шашлык, она становится мягкой, ароматной и очень вкусной. В нее заворачивают шашлык и отправляются к ближайшему лотку с пивом, кока-колой и другими напитками. Рядом с таким лотком 1-2 столика со стульями. Купи что-нибудь с лотка и садись за столик, закусывай.

Однако со временем наши челноки, разбогатев, стали всеми этими низкопробными гостиницами брезговать и теперь живут во вполне приличных трех-четырехзвездочных «Сити», «Урумчи», а кто побогаче – и в «Холлидее». Мы останавливаемся в «Сити», но склад удалось выбить лишь на стадионе, рядом с «Тибингуа». Это недалеко, пешком минут десять. Склад этот – длинный подвал под стадионом, один на всю группу, а хозяин его Гена, старый знакомый, со мной в хороших отношениях. Гена по-русски говорит отлично, у него отец китаец, а мать русская, он и родился в России, потом уже в Китай переехал.

Ужинать пойду в здешнюю лагманную, лагман здесь знатный, пальчики оближешь, однако тонкость есть и здесь. Хозяин-уйгур – борода до пояса, истовый мусульманин, челнока всякого испытывать любит, всегда спросит:

- Может, водка дать?

И если ответишь, что да, хорошо бы водки, посмотрит с презрением и повару велит лагман похуже сделать и обсчитать при расчете, как китайца. Надо отвечать:

- Я не пью!

- Маладэц! – скажет и велит первосортный лагман подать и посчитать по-божески, почти как мусульманину.

Но это потом, вечером, а пока светло, надо на «пифа» ехать, время дорого.

Продолжение следует.

Алексей АВТОКРАТОВ.







ЖИЗНЬ В РИТМЕ САЛЬСЫ
Как колумбийцам удалось сохранить свое знаменитое умение радоваться жизни

В ЕВРОПУ – БЕЗ ВИЗ
Что должны знать украинцы, чтобы успешно воспользоваться безвизовым режимом с ЕС

ВЫЖИТЬ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ
Часто незнание иностранных языков и непонимание местных обычаев приводят к недоразумениям


ГОЛОВНА - АРХІВ - Новини - Аналітика - Імміграція - Візи - Робота - Освіта - Інтеграція - Туризм - Аеробус - Автотур - Гроші - Нерухомість - Шопінг - Фотокадр - Країнознавство - Культура - Гід гурмана - Мандри - Дивосвіт - Зона закону - Безпека - Просто життя - Особистий досвід - Спортивний інтерес - Здоров'я - Технології

«Заграниця» - інформаційно-аналітичний дайджест про еміграцію, роботу, навчання та відпочинок за кордоном


E-mail: info@zagranitsa.info
© «Заграниця» (1999-2024)