ГЕРМАНИЯ АДАПТИРУЕТ УСПЕШНЕЙ«Интеграция мусульман-иммигрантов в Германии проходит успешней, чем в ряде других стран Западной Европы». Таков вывод репрезентативного социологического исследования, проведенного экспертами Фонда Бертельсманна (Bertelsmann Stiftung) и озаглавленного «Muslime in Europa – integriert aber nicht akzeptiert?» – «Мусульмане в Европе – интегрированы, но не приняты?». 1/9/2017
|
Все больше мусульман в Германии владеют немецким языком, имеют работу и заявляют о своей тесной связи с Федеративной Республикой
|
Как сообщает «Русская Германия», исследователи сравнили положение мусульман, прибывших в Германию, Австрию, Великобританию, Францию и Швейцарию с начала 1960-х годов по 2010 год включительно (в ФРГ доля мусульман составляет 5,7% населения страны или 4,7 млн человек – без учета беженцев, прибывших с осени 2015 года). Исследованием были охвачены по 8,5 тыс. последователей ислама в каждой из перечисленных стран, оно проводилось по четырем направлениям: работа, языковые навыки, образование и социальные контакты.
В Германии, по оценкам исследователей, лучше всего ситуация с интеграцией мусульман выглядит на рынке труда – в среднем, показатели их занятости практически не отличаются от показателей у немусульман (беженцы из мусульманских стран, принятые с начала миграционного кризиса, этой статистикой не учитывались). Так, около 60% мусульман работают на условиях полной занятости, 20% – частичной, а уровень безработицы находится примерно на уровне показателей местного населения.
Но при этом более религиозные мусульмане в силу низкого уровня профессиональной квалификации работу находят реже, чем нерелигиозные, и соответственно значительно меньше их зарабатывают. Еще хуже дела обстоят у тех, кто считает себя глубоко религиозными (таковых, по данным исследования, 40% из 4,7 млн мусульман Германии). Им труднее найти работу, а зарабатывают они меньше, чем другие мусульмане.
«Иначе обстоят дела в Великобритании, где отправление религиозных обрядов на работе не являются табу», – отмечают авторы исследования и приводят в пример британских женщин-полицейских, которым 10 лет назад разрешили носить во время исполнения служебных обязанностей хиджабы. В Германии же их ношение на рабочем месте запрещено. «Снятие табу на религиозные обряды на рабочем месте помогло бы интеграции мусульман», – считают эксперты.
Что касается владения языком страны проживания, то большинство живущих в Германии мусульман хорошо владеют немецким. Так, 73% детей, родившихся в семьях, где исповедуют ислам, знают его на уровне родного языка. При этом степень владения немецким растет от поколения к поколению (аналогичные тенденции во Франции, Великобритании, Австрии и Швейцарии).
Каждый третий (36%) мусульманский подросток в Германии бросает школу, не достигнув 17 лет, тогда как во Франции это каждый десятый (11%). Как полагают исследователи, причиной тому разные школьные системы, а также и то, что во Франции дети мусульман-иммигрантов часто хорошо владеют французским языком в силу колониальной истории страны. Но при этом, несмотря на наличие законченного школьного образования, без работы мусульманские подростки во Франции оказываются чаще, чем в Германии.
«Сравнение между странами показывает, что шансы на успех интеграции определяются не принадлежностью к той или иной религии, а юридическими, экономическими и социальными условиями», – отмечает эксперт Фонда Штефан Фопель.
Успех интеграции можно зафиксировать по такому показателю, как активное общение мусульман с немусульманским населением западноевропейских стран, пишут авторы исследования. 78% мусульман Германии регулярно проводят время с друзьями-немусульманами. Такой же результат во Франции, а в Швейцарии 87%; ниже показатели в Великобритании (68%) и Австрии (62%).
Абсолютное большинство исповедующих ислам в Германии (96%) сказали, что признают законы страны проживания и утверждали, что имеют с ней тесную связь. Но столь высокий показатель образовался потому, что исследователи объединили ответы на два вопроса – ощущают ли респонденты «скорее тесную» или «очень тесную» связь со страной проживания. Если их разделить, то оказывается, что «очень тесную связь» с Германией ощущают 64% опрошенных (в Австрии 37%).
При ответе на вопрос, «кого бы вы не хотели иметь соседями», коренные жители всех пяти стран поставили на первое место мусульман (далее шли многодетные семьи, гастарбайтеры, гомосексуалисты, евреи, люди с другим цветом кожи, атеисты и христиане). В Германии так ответил каждый пятый респондент (19%), в Австрии – каждый четвертый (свыше 25%). При этом предубеждения против ислама в последние годы только растут: если в 2012 году 53% немусульман Германии заявили, что воспринимают ислам как угрозу для себя, то в 2016 году таковых было уже 57%.
В целях содействия интеграции эксперты Фонда Бертельсмана предлагают три ключевых подхода: улучшить шансы на участие в общественной жизни и трудовой деятельности, особенно в системе образования; приравнять ислам как религиозную общность институционально и таким образом признать религиозное многообразие; содействовать межкультурным контактам и межрелигиозному обмену в школах, самодеятельных организациях по месту жительства и в СМИ.
Сергей ДЕБРЕР.
|