НЕМЕЦКИЕ КОНСЕРВАТОРИИЕсли творить, исполнять или всерьез изучать музыку – ваша давняя мечта, то вам прямая дорога в музыкальный вуз. И где, как не на родине Баха и Шумана, получать классическое музыкальное образование? Музыкальное образование в Германии неоднородно, как и сама музыка. Будущих Бетховенов и Бахов готовят и в университетах, и в консерваториях. О чем следует знать абитуриентам? 9/8/2016 Определившись с профилирующим инструментом, которым необходимо сносно владеть еще до поступления, важно выбрать подходящий тип вуза. Музыку в Германии преподают как в университетах, так и в аналогичных консерваториям Musikhochschulen, что дословно можно перевести как «высшие школы музыки». Отличается лишь специфика образования: в университетах традиционно готовят будущих преподавателей музыки, в Musikhochschulen – консерваториях – обучают более практическим специальностям исполнителя, певца или дирижера.
Впрочем, педагогическое образование при желании можно получить и в консерватории, поясняет декан отделения педагогики Высшей школы музыки и танца в Кельне Кристиане Штёгер. «У нас в консерватории акцент делается на занятия музыкой, то есть творчеством, в то время как в университетах преобладают научный и педагогический подходы. Однако в последние годы и в том, и в другом типе вузов тенденция идет на уравновешивание этих трех аспектов», – говорит она.
По мнению Кристиане Штёгер, для студентов педагогических музыкальных факультетов характерны широта взглядов и многообразие интересов, в то время как студентам-инструменталистам присуще желание досконально и глубоко изучить инструмент и искусство владения им. Это подтверждает и Николай Казаков, окончивший кельнскую высшую школу по классу саксофона.
«При поступлении в консерваторию мне было важно научиться играть, найти близкого мне по духу профессора», – поясняет он свой тогдашний выбор. По мнению Николая, немецкие музыкальные вузы дают хорошее образование, а духовое отделение в Германии обгоняет российское на порядок лет.
А вот Александре Черницыной, которая закончила учебу в Дортмундском университете по специальности «преподаватель музыки», наоборот, важнее была теория. «Я долго играла в оркестрах, как в Калининграде, так и в Германии, однако в какой-то момент поняла, что сердце у меня больше лежит к педагогике, – рассказывает девушка. – Так как я ориентируюсь на преподавание, именно университет дал мне необходимые теоретические знания».
Одно лишь желание учиться, однако, еще не является счастливым билетом в вуз. Для зачисления, как в университет, так и в консерваторию, желающим посвятить себя музыке придется в первую очередь доказать наличие самого главного, а именно – таланта. Николай вспоминает, что он долго готовился к поступлению. Сдавать ему пришлось игру на основном и дополнительном инструментах, а также сольфеджио, гармонию и немецкий язык.
«На первый взгляд, количество вступительных экзаменов впечатляет, но на самом деле все оказалось не так уж сложно, – говорит Николай. – Во-первых, экзамены распределены на несколько дней и соответствуют уровню знаний выпускника нашего музыкального училища. Во-вторых, произведения для исполнения на основном и дополнительном инструментах абитуриент выбирает самостоятельно и заранее. Так что при ответственной подготовке шансы на поступление есть».
Что касается языкового экзамена, то здесь стоит отметить, что для поступления в консерваторию (Musikhochschule) иностранным студентам достаточно обладать знаниями немецкого языка на уровне третьей ступени теста DaF (TestDaF Stufe3). Более того, в некоторых вузах этого типа музыкально одаренному абитуриенту-иностранцу, который на «отлично» сдал специальность и гармонию, но провалился в немецком, могут разрешить пересдать его позже.
В университетах, напротив, с экзаменом по немецкому строже. Оно и понятно, ведь выпускники-педагоги должны свободно владеть языком, на котором они будут преподавать в будущем. Поэтому иностранные абитуриенты, поступающие на музыкальные факультеты немецких университетов, наряду с профилирующими дисциплинами сдают и языковой экзамен DSH.
По-разному в Германии строится и процесс обучения будущих музыкантов. Консерваторских студентов, нацеленных на творчество и оттачивание мастерства игры, ожидает индивидуальная работа с профессором, занятия в небольших группах и интенсивная, порой изнурительная сценическая деятельность. Словом, все то, чем на первый взгляд не могут похвастать студенты университетов, занятия в которых, обильно сдобренные теорией, проходят, как правило, в огромных лекционных залах.
Дидактика, психология и педагогика, особенно если изучать их на неродном языке, по словам выпускницы Дортмундского университета Александры, тоже не всегда легко даются студентам-иностранцам. «Однако при всей монументальности и академичности университетов существует множество дисциплин, таких как композиция, написание мюзиклов или работа с хором, которые требуют креативного и нестандартного мышления», – отмечает она, опровергая тем самым распространенное в Германии противопоставление скучной университетской теории полету творчества в уютных консерваторских залах.
Что касается перспектив после получения диплома, то здесь, как подчеркивают и Александра, и Николай, придется полагаться только на себя. Бывшей студентке Дортмундского университета удалось устроиться учителем музыки. Кстати, по данным статистики, потребность Германии в педагогах растет из года в год.
Николай советует уже во время учебы вести активную концертную деятельность и, при желании, пытаться устроится в оркестр театра или оперы. Словом, заветный диплом музыкального вуза – консерваторский или университетский – только приоткрывает двери в настоящую профессиональную жизнь, а вот как вам предстоит сделать первые шаги – под громкие звуки фанфар или тихим а капелла – это уже дело случая.
Евгения ТАТЬЯНКИНА.
|