Светлый праздник ПасхиМир вокруг нас стремительно меняется. Работаем мы в офисах. Малышня наша играет с Барби и тамагочи. Тинейджеры влюбляются в Лару Крофт. Мужики давно изменили «Жигулям» и «Ладам». А женщины льют слезы о судьбе очередной «мыльной» Марии. Даже в соседском дворе на цепи заливается какой-нибудь Хулио, а не Рябко. И все это как-то быстро происходит. В общем, не жизнь, а «Формула-1». 15/4/2001 Но вот приходит весна, и в случайном разговоре вдруг услышишь: «А Пасха-то в этом году ранняя...» И в урочный день мы все сядем за стол, и будут сиять на нем куличи, и детвора будет тянуться за крашанками. И бабушка наша придет от всенощной и развернет белоснежный платочек со свяченой «пасочкой». И скажет – «Христос воскресе!»
Пасха – это самый светлый и радостный весенний праздник. Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в память о счастливом исходе из Египта под предводительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а само слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление». Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа – как праздник победы над смертью. К V веку церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха – это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской, в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха – праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Однако из-за разницы в церковных календарях православные и католики празднуют пасху в разное время.
Календарный «раскол» начался в XVI веке. Дело в том, что год по церковному юлианскому календарю отставал от астрономического года, и к концу XVI века накопилось уже 10 «неучтенных» дней. Так назрела потребность в календарной реформе. И тогда папа Григорий XII согласно указаниям и при непосредственном участии выдающегося немецкого математика Кристофа Клавиуса вводит новый, григорианский календарь или Новый стиль. В феврале 1582 года согласно папской булле «Inter gravissimas» («Посреди важнейших дел...») было велено после 4 октября 1582 года следующий день считать не 5, а 15 числом месяца. На григорианский календарь в том же 1582 году перешла Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные церкви отбросили календарные предложения папы, а остальные католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий. В Англии, например, его внедрили только в 1753 году, а в России – в феврале 1918 года Декретом советской власти. Введение григорианского календаря и привело к несовпадению празднования Пасхи в православной и католической церквах. В православной церкви ведутся острые дискуссии по поводу перехода на григорианский календарь. Часть православных церквей уже перешла на новый календарный стиль.
Ведь если ситуация с календарями не разрешится, то, например, в 4092 году православная церковь за юлианским календарем будет только приступать к 49-дневному предпасхальному (Великому) посту, а верующие католики в это же время будут разговляться после Великого поста!
Поэтому нынешний 2001 год для христианского мира особый – и католики, и протестанты, и православные будут праздновать пасху в один день.
Но большинство мирян не очень-то вникают в сложности календарных расчетов. На Руси праздник Пасхи всегда был самым радостным и торжественным. Не случайно и назывался он – «Велик день». Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой или Страстной неделей. И каждый день ее – особый. После Тайной Вечери Христос с учениками отправился в Гефсиманский сад и, оставив их, один молился перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть. Об этих событиях говорят последние дни Страстной недели: Великий Четверг – духовное очищение, принятие таинства; Страстная Пятница – страдания Иисуса Христа, погребение его тела; Великая Суббота – день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец, – Светлое Воскресение Христово.
У наших дедов и прадедов существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели. В Великий Четверг, который в народных традициях называют «чистым», каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой – купанием в проруби, реке, озере. В этот же день красили яйца к пасхальному столу. Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их. В Страстную неделю принято было делать добрые дела. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю. В воскресный день после заутрени в обычае было «христосоваться» – троекратно целоваться – с родными и знакомыми. И отказать в поцелуе нельзя было никому.
Пасху празднует весь христианский мир – католики, православные, протестанты... И забавно наблюдать, как народные традиции празднования, незатейливые верования и поверья украшают по-своему этот светлый праздник. Так, по всей Италии принято дарить друг другу «голубку» – булочку в форме птички, усыпанную зернышками сахара. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник весь день ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна.
А в Польше существует «oblewany ponedzialek» – в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. Да и у нас, во Львове – тот же обычай: лет десять уже в городе воду дают по графику, а вот поди ж ты, традиции святы...
На Кипре накануне Пасхи хозяйки выпекают сырный пирог «флаунес» и красят яйца. Вечером в субботу дети ходят от дома к дому, распевая песни, и получают по традиции куски пирога и пасхальные яйца. Ближе к полуночи около церкви сжигается чучело Иуды, и начинается торжественное богослужение.
В Греции Пасхе предшествует очень строгий пост, и по традиции, чтобы было легче следить за течением времени, выпекают из пресного теста «госпожу Саракости». У нее нет рта (потому что она постится), глаза у нее закрыты и руки скрещены в молитве, а на голове крест, как у церкви. А еще у «госпожи Саракости» – семь ножек, по одной на каждую неделю Великого поста, включая Святую неделю. Каждую субботу у нее отрезают по ножке, а последнюю ножку, отрезав, прячут в сушеный инжир или орех, и, кто найдет ее, будет счастливым. В небольших городах Греции и по сей день жива традиция – в каждом доме весь год должна гореть лампада, зажженная от пасхального огня. И тысячи огоньков растекаются по улочкам и переулкам в предрассветном воскресном сумраке...
И уж, конечно, пасхальные корзинки! Во всех домах Европы хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей пасхальной недели стоят на столике у дверей.
Пасхальное празднество немыслимо без яиц. Они могут быть как настоящими, крашеными с помощью кофе, чая, свекольного сока и просто пищевых красителей, так шоколадными, сахарными, марципановыми...
Яйцо – это древний символ новой жизни, вечности и Вселенной. Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей природы. А пасхальный обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!». Император усомнился: «В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!» И в тот же миг белое яйцо стало алым...
Красное яйцо – символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Детям на Пасху непременно дарят деревянные или глиняные крашанки. В Бельгии, например, детвору отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. А вот в Германии, Голландии и Франции яйца дарят пасхальные зайцы-кролики (тоже, кстати, шоколадные). Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада. В Люксембурге тоже верят в воздушные путешествия «пасхальных колоколов», поэтому в страстную пятницу утром, в полдень и вечером дети ходят по улицам с трещотками, «заменяя» отсутствующие колокола.
Для большинства стран на праздничном столе обязательно должно присутствовать блюдо из ягненка. И неудивительно, ведь ягненок – древнейшая составляющая пасхального торжества, присутствовавшая еще в праздновании еврейской, дохристианской Пасхи. В Германии ягненка запекают в тесте или жарят баранью ногу, во Франции, Нидерландах, Великобритании и Ирландии он появляется на праздничном столе с молодыми овощами, чаше всего жарят ногу или седло молодого барашка. В Италии традиционны блюда из молочного ягненка, который иногда заменяется молочным козленком.
Сияющий чистотой и весной пасхальный мир превращается в один большой праздник, где есть место и духовным, и плотским радостям. А среди обрядов пасхальной литургии выделяются два совершенно необычных, напоминающих о вселенском значении этого праздника.
Евангелие в этот день читается и на церковнославянском, и на латыни, и на русском языке, и на греческом, и на английском, и на польском... Вот сколько сможет священник прочесть, столько он и читает. И читается замечательная древняя проповедь Иоанна Златоуста: «Придите все ко Христу, кто постился и кто не постился, грешные и праведные, придите все».
И кто верует, и кто не верует, и кто не познал истины, и кто сомневается. Пусть к счастью придут все, и пусть никто не уйдет обиженным.
Екатерина ФЕРЕНЕЦ.
|