РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ ЧЕХИИРождественские праздники, отмечаемые ныне в Чехии, искрятся сказочным настроением, верой в чудо и исполнением желаний. В Чехии, как и во многих других европейских странах, Рождество отмечается по католической традиции. У каждого народа с этим периодом связаны свои уникальные обычаи, приметы, а также и суеверия. Как отмечает «Радио Прага», в Чехии они очень разнообразны и интересны. 25/12/2015
|
Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента
|
Без преувеличения можно сказать, что Рождество в Чехии является самым любимым праздником. Оно начинается Адвентом, что в переводе с латинского означает «приход», а 24-го декабря настает Сочельник, который все чехи знают, как Щедрый день. Период Адвента длится четыре недели, символизирующие 4 тысячи лет ожидания человечеством прихода Искупителя. Сочельник – это день перед рождением Иисуса Христа, а по-латыни он называется «вигилия».
Обычаи, приметы и суеверия
В Сочельник было принято соблюдать пост. Некоторые родители обещали своим детям, что если те будут поститься и хорошо себя вести, то вечером смогут увидеть золотого поросенка, однако если будут с утра до вечера чревоугодничать, то к ним придет Перхта и распорет им переполненные животики. Слово Перхта происходит из немецкого Берхта и переводится как Белая дама. Раньше даже можно было увидеть, как молодые девушки, накинувшие на себя белые платки или покрывала ходят от дома к дому и пугают маленьких детей в наказание за их невоздержанность. Этот рождественский персонаж вместо подарков носил с собой для устрашения либо метлу, либо деревянный нож.
В XVI и XVII веках по чешским деревням ходили ряженные – т.н. «машкары». Их происхождение связывают с дохристианскими обрядами солнцестояния. Еще до того, как ступить на порог чужого дома, машкары исполняли веселые колядки, плясали и играли на рожках.
Появление на небе первой звезды знаменует окончание предпраздничного поста. Однако испробовать одно из рождественских блюд членам семьи разрешалось лишь тогда, когда у хозяйки было все готово. Интересно, что за столом могло сидеть исключительно четное количество людей, поэтому гости приглашались заранее. В противном случае это было плохим предзнаменованием. Во время праздничного ужина молились, и было принято желать друг другу счастья и всего самого доброго в следующем году. Пирующие благодарили Бога за радостные моменты года завершающегося и надеялись, что и через год снова смогут собраться за одним столом.
Елка в доме и карп на столе
Тогда как сегодня в Сочельник буквально каждая чешская семья готовит карпа, в период с XVI-XVIII веков рыба гостям не подавалась, будучи постным продуктом. Эта чешская традиция появилась лишь в середине XIX века и жива до сих пор. Несколькими столетиями ранее очень популярными ингредиентами были грибы, горох, овсянка, мед, мак и различные сушеные фрукты.
Считалось, что еды на праздничном столе должно быть как можно больше, чтобы каждый из присутствующих смог вдоволь наесться, и чтобы еще осталось – такой обычай символизировал достаток и изобилие в следующем году. Оставшуюся после ужина еду было принято давать скоту, опускать в колодец или класть к корням деревьев. Так укреплялась связь между хозяевами и его имуществом.
Сегодня трудно себе представить Рождество без богато украшенной и освещенной елки, стоящей чуть ли не на каждой городской площади. Тем не менее, традиция установления рождественской елки в Чехии существовала не всегда. Первые елки начали появляться лишь в XIX веке, причем пока еще только в дворянских домах. Мещане эту традицию переняли чуть позже: в чешских деревнях наряженные елки можно было увидеть лишь в 60-е годы XIX века.
В Чехии, как и во многих других странах, есть целый ряд суеверий, связанных с урожаем. В Сочельник хозяин дома ставил под праздничный стол стакан с водой, а после ужина проверял, уменьшилось ли в нем количество воды, или увеличилось. Если воды стало меньше, это означало, что следующий год будет засушливым, но если воды прибавилось, год обещал быть дождливым.
Особенно под Новый год чехи очень любили гадать. Часто гадание затрагивало отношения между девушками и парнями. Больше всего им хотелось узнать, состоится ли в ближайшее время их свадьба и кто станет их избранником или избранницей. Молодые люди верили, что их супругой станет та девушка, которую они первой встретят в новом году. Девушки, со своей стороны, становились на порог дома и ели яблоко. Если в этот момент мимо них проходил мужчина, они были убеждены, что в скором времени выйдут замуж.
По звездам предсказывали урожай: если небо в Сочельник изобиловало звездами, это было признаком того, что куры снесут много яиц и год будет щедрым на урожай и различные дары. Особое внимание уделялось снам. Люди полагали, что сны, увиденные ими непосредственно перед Рождеством или Новым годом, являются вещими.
Чешский Щедрый вечер – Сочельник – полон всевозможных знамений. Одно из них можно найти в обыкновенном яблоке. Если его разрежешь пополам и найдешь там крестик из семян – это считается предзнаменованием болезни, неудачи, печали или даже смерти. Если же внутри окажется звездочка – это обещание счастья, радости и удачи в наступающем году. И по сей день чехи на Рождество любят разрезать яблоко и заглядывать в свою судьбу.
Часто делались предсказания на основе поведения людей, животных или природных явлений – выбор зависел от конкретного гадальщика. Судьба могла предугадываться даже по движению дыма от погашенной свечи: если тот поднимался вверх, это символизировало здоровье и жизненную силу, а если относился к двери – скорое прощание с домом.
Традиция народных ремесел
Еще одна примечательная чешская традиция – это создание рождественских вертепов. Их, как правило, можно увидеть на крупных площадях, в костелах или просто у кого-то дома. Они могут быть как художественными, так и буквально живыми.
Рождественский вертеп – это сцена, изображающая рождение Иисуса Христа. Первый подобный вертеп был выставлен на показ местным обывателям в 1560 году в пражском костеле св. Климента, находящемся в пражском Старом городе. В средневековый период фигуры святой Марии и святого Иосифа создавались в натуральную величину, а в качестве материала использовалось дерево, камень или воск. Остальных персонажей изображали живые люди, разыгрывающие сцены рождения Иисуса Христа.
В эпоху барокко вместо литургических пьес появились студенческие пьесы, носящие название «жаковске», так как по-чешски студент – это «жак». Молодые люди часто включали в свои пьесы слишком светские сцены, и по этой причине они в итоге были изгнали из костелов. Свои спектакли студенты продолжили разыгрывать на площадях и перед кабаками, и через некоторое время прижилась привычка ходить от дома к дому. Так родилась традиция колядок.
Настоящие вертепы появились в первой половине XVI века, во время Тридцатилетней войны. Постепенно в вертеп добавлялись другие фигуры, связанные с рождением Христа, изображающие Благовещение девы Марии, рождение Иисуса или приход Трех волхвов. Первый вертеп такого типа был построен в Чехии в 1562 году в Праге.
Вскоре его стали воспроизводить и другие чешские города. Из церкви вертеп постепенно переселялся в светскую среду. В начале XVIII века он появился в мещанских домах, а в конце – даже в домах простых обывателей.
Возможно, одним из самых прославленных чешских вертепов является Тржебеховицкий (или Пробоштув) вертеп. Он создавался с 1882 по 1926 год. Большинство фигурок вырезал Йозеф Капуциан, Йозеф Пробошт занимался сценографией и общей организацией, тогда как Йозеф Фримл вдохнул в него движение. В 1967 году вертеп был представлен на мировой выставке Expo в Монреале, заполучив всеобщее восхищение.
Весь вертеп, за исключением нескольких деталей, изготовлен из дерева. Для создания фигурок была использована липа, тогда как подвижный механизм сделан из граба и бука. Высота вертепа достигает 2,2 м, длина – 6,9 м, а глубина – 1,9 м. Его чистый вес около 1,2 тонны.
В 1999 году Тржебеховицкий вертеп был признан национальным памятником культуры. С 1972 года он находится в музее города Тржебеховице-под-Оребем. Этот уникальный вертеп вместил в себя 351 фигурку, более 200 из которых приходят в движение.
Екатерина СТАШЕВСКАЯ.
|