Нью-Йорк – город иммигрантовНикогда не считавшийся типичным американским городом, Нью-Йорк – один из немногих городов США, где нацменьшинства (в том числе родившиеся здесь негры, испаноязычные жители и азиаты) составляют большинство населения. Смешение рас и культур давно уже стало традицией Нью-Йорка. Этот национально-культурный плюрализм определяет облик города, его социальную многослойность и социальные проблемы. 19/11/2015
|
Брайтон-Бич – пристанище русскоязычной диаспоры
|
Для туристов экскурсия по городу может стать кратким обзорным путешествием по всем мировым культурам. Лучше всего начать ее в Эллис-Айлендском музее, расположившемся недалеко от статуи Свободы. Здания, через двери которых в 1898-1924 годах струился поток иммигрантов, были сохранены с целью увековечить порой душераздирающие истории тех, кто устремлялся в Новый Свет за лучшей долей.
Обзор цветника культур можно произвести в нью-йоркской подземке. Во время 20-минутной поездки по Куинсу, например, вы перенесетесь из самого сердца «маленьких Афин» в Астории через «маленькую Боготу» в Джексон-Хайтс в бурлящий улей азиатов – индийцев, пакистанцев, индонезийцев и китайцев во Флашинге.
Совершив такую же поездку по Бруклину, вы попадете из хасидских и вест-индских анклавов в Краун-Хайтс и Стайвезант-Бедфорде к российским евреям на Брайтон-Бич, который местные жители именуют «маленькой Одессой». В Бронксе и на Манхэттене вы встретите кубинцев и доминиканцев на Вашингтон-Хайтс, венгров, чехов и немцев в Йорквилле и Северном Ист-Сайде и окажетесь в «маленькой Индии» в Кипс-Бее.
Понятно, что в городском этническом котле возникли весьма причудливые компании: евреи живут бок о бок с пуэрториканцами в Южном Ист-Сайде, колумбийцы и корейцы вынуждены уживаться друг с другом во Флашинге, итальянцы и китайцы заняли одни и те же улочки на Манхэттене.
Иностранцы, оседающие в этих районах, едва ли окажутся в самой гуще настоящей Америки, потому-то, наверное, город до сих пор и привлекает иммигрантов со всех концов света. Невзирая на трудности жизни (перенаселенность, дороговизна, весьма средние жилищные условия и т.п.), душу всегда утешает мысль, что соседи разделяют твою незавидную участь.
В городе иммигрантов никто не ощущает себя аутсайдером. Всегда можно найти немало людей, оказавшихся в точно такой же ситуации, даже если они прибыли с другого континента и говорят на незнакомом тебе языке. Ирония нью-йоркского быта заключается в том, что скорее в толпе выделится как чужак американский турист, нежели только обосновавшийся иммигрант. А это в свою очередь является верным признаком оторванности Нью-Йорка от «стопроцентной Америки».
Другая черта, привлекающая в Нью-Йорк иммигрантов, – то, что город по-прежнему остается «страной неограниченных возможностей». Здесь до сих пор жива американская мечта, и иммигранты изо всех сил стремятся достичь в жизни головокружительных высот. Уже стало трюизмом говорить о том, что как только группа новоприбывших закрепиться в каком-то виде бизнеса, за ней следуют другие соотечественники. Так, скажем, корейцы доминируют в бакалейной торговле, китайцы оккупировали текстильную промышленность, греки завладели едва ли не всеми кофейными забегаловками, а латиноамериканские винные погребки стали чуть ли не символом Нью-Йорка.
Все стереотипы, конечно, верны лишь отчасти, ибо они не учитывают исключения – людей с нетипичной судьбой – и утверждают, будто все иммигранты начинают карьеру с самой нижней социально-экономической ступеньки. Хлынувшие когда-то в Нью-Йорк японские специалисты, гонконгские бизнесмены и энергичные «евроворотилы» из Франции, Италии и Германии едва ли соответствуют образу иммигрантов начала прошлого века, бежавших в Америку «вдохнуть воздуха свободы». Большинство из них приезжает в Нью-Йорк с целью уберечь свои капиталы от неблагоприятного экономического и политического климата, не говоря уж о крупных барышах, которые они могут получить от вложений в американскую экономику. В конце концов, совершенно не важно, что толкает их сюда. Главное, что они здесь, и их число с каждым годом растет.
Многие считают Нью-Йорк наименее американским городом в стране, возможно, потому, что эффект так называемого плавильного котла – соединения разных культур и обычаев в своеобразный американский гибрид – в этом городе не обрел столь же зримых форм, как в других городах Америки. Нью-йоркские иммигранты не переплавляются в гомогенное культурное «пюре», они трепетно сохраняют национальную самобытность и язык, создают социальные институты внутри своих этнических сообществ.
|