В университет – через монастырьВ немецком вузе можно изучать духовность: ее воздействие на личность, образ жизни и общество. Во всех ее проявлениях, разных религиях и культурах. Как отмечает «Немецкая волна», диплом и рецепт для личного счастья прилагаются. 1/1/2015
|
Немецким студентам предлагают путь к счастью за четыре семестра
|
Полки с эзотерической литературой в книжных магазинах ломятся, монастыри переорганизовываются в курорты для медитации. Похоже, жители Германии находятся в поиске внутренних ориентиров, не относя себя при этом ни к какой вере, делают вывод ученые. По результатам исследования Билефельдского университета, половина опрошенных интересуется именно духовностью, а не религией.
На этом фоне при Фрайбургском университете (Universit?t Freiburg) в 2011 году стартовала единственная в своем роде учебная программа «Духовность и пересечение культур». Большинству студентов, в чей учебный план входят среди прочего йога, медитации и молитвы, здесь далеко за 30-ть.
«Слово «духовность» стало модным, – соглашается руководитель учебной программы, обладатель двух докторских степеней Бернард Уде (Bernhard Uhde). – Именно поэтому мы должны сделать это понятие неотъемлемой частью университетского образования и предметом научной дискуссии. Ведь рынок – рынком, а без академической базы здесь не обойтись».
Религиоведы, теологи, эксперты квантовой физики и исследователи мозга занимаются созданием этой базы вместе со студентами. По словам декана, тут обращаются к личному опыту участников программы – религиозному и духовному – и интерпретируют его, опираясь на гуманитарные, естествоведческие и неврологические исследования.
У Кристиана Бучера (Christian Butscher) опыта для интерпретации хоть отбавляй. 45-летний банковский служащий до поступления на программу шесть лет увлекался медитацией. Все началось с глубокого жизненного кризиса, приведшего его… в монастырь. Но не на постриг, а на выходные. «Уж не знаю, что там со мной произошло, но жить стало легче», – поделился он с журналистами газеты S?ddeutsche Zeitung.
Что такое духовность, и как перевести это понятие из теоретической плоскости в практическую, – вот ключевые вопросы курса, авторы которого категорически открещиваются от слова «эзотерика». «Свобода личности», «Дружба с богом», «Критерии духовной ориентации», «Самоотречение в контексте восточных учений», «Делает ли религия здоровым», «Солидарность и справедливость», – эти и другие семинары в течение двух лет очно и в интернете посещают студенты.
Затем каждый из них должен применить полученные знания на практике, приняв участие в курсе медитации. На выбор – всевозможные техники, от дзен-буддистской до христианской созерцательной молитвы. Цель – установить, что происходит в мозге во время медитации. И как эти процессы влияют на образ жизни отдельного человека и общества в целом. Тем, кто сможет ответить на эти экзистенциальные вопросы в рамках курса, полагается «Diploma of Advanced Studies» (DAS) – диплом продвинутого обучения.
ё
Правда, стать духовно продвинутым – удовольствие не из дешевых. За четыре семестра придется выложить четыре тысячи евро. Зато участники курса духовно обогатятся и внутренне раскрепостятся, надеется руководитель учебной программы.
Полная противоположность этой риторике звучит в вузе, где в учебный план включены семинары по фэн-шуй и «лозоходству». Будущие ландшафтные архитекторы бродят по живописным баварским окрестностям с так называемой рудоискательной лозой под руководством преподавателя Высшей школы Вайенштефан-Трисдорф (Hochschule Weihenstephan-Triesdorf) Штефана Брёнле (Stefan Br?nnle). Он верит в «лозоискательство» как метод поиска подземных ресурсов – источников, полезных ископаемых, кладов или просто глубоко зарытых кабелей на стройке.
Для этого, по народному обычаю, требуется Г-образная рамка или проволока и «особое чутье», которое и пытается развить преподаватель у студентов на практических занятиях. Наука относится к древнему искусству лозоходства скептически, так как его эффект до сих пор не доказан. Большинство современных архитекторов, строителей и археологов для поиска интересующих их объектов предпочитают пользоваться традиционными физическими методами.
Дополнить их арсенал эзотерическими методами студентам высшей школы предлагают в рамках факультативного курса «геомантии» – «гадания по земле». В него входит и дальневосточная практика фэн-шуй, при помощи которой будущие строители садов и парков учатся искать потоки энергии «ци». Она, если верить даосизму, указывает на благоприятные места для строительства и помогает «правильно» разбить участки.
На упреки в ереси руководитель университетского курса геомантии отвечает просто: на это есть спрос. «Когда нашим выпускникам будут поступать заказы на альтернативные методы, они смогут их выполнить, так как изучали этот предмет», – объяснил он в интервью изданию Spiegel Online.
Подобные аргументы приводят критиков эзотерики в бешенство. «Это полная противоположность науке», «нельзя учить студентов зарабатывать на любом вздоре», «эзотерике нечего ловить в университете» – такие мнения звучат в опросах общественного мнения, интернет-форумах, разгромных статьях.
Но не секрет, что главная задача современного университетского образования – научить человека мыслить критически. Создатель курса «Духовность и пересечение культур» Бернард Уде, в свою очередь, надеется, что именно его детище и подвигнет студентов подкорректировать свой, возможно, пока недостаточно критический взгляд на эзотерику. Ксения ПОЛЬСКАЯ.
|