Откровенно художественная фотовыставкаВ начале июня Музей фотографии в Берлине отпраздновал 10-летие со дня своего открытия. По случаю юбилея здесь открылась выставка «Хельмут Ньютон/Элис Спрингс: Мы и они». Выставку можно будет увидеть до 16 ноября, поэтому путешественникам, которые собираются посетить столицу Германии в этот период рекомендуем посетить экспозицию. 5/6/2014 Хельмут Ньютон – классик фотоискусства ХХ века. Его черно-белые фотографии печатались в самых знаменитых журналах. Ньютон сотрудничал с Harper’s Bazaar, Elle, Queen, Playboy, несколько десятилетий подряд фотографировал для разных изданий Vogue. Работы этого мастера отличает особый стиль, в котором отсутствие цвета контрастирует с ярко выраженными художественно-эротическими сценами.
Главной страстью и объектом фотоискусства Ньютона всегда были женщины, но нередко под прицел его объектива попадали и мужчины. Ему позировали актеры и музыканты: Мик Джаггер, Дэвид Боуи, Стинг, Серж Генсбур, британская соул-группа «Шаде», а также Мадонна, Катрин Денев, Софи Лорен и др.
Основную часть экспозиции «Хельмут Ньютон/Элис Спрингс: Мы и они» составляют фотографии одноименной серии. «Мы и они» – совместная работа Ньютона и Спрингс, задуманная как выставочный и в то же время книжный проект. Это своеобразный фотодневник пары, в котором вперемешку с их собственными портретами и автопортретами показаны снимки знаменитостей 1980−1990-х годов. Каждый фрагмент серии – небольшая история. На одной фотографии протагонисты выступают в приватной обстановке, на другой – как публичные личности. Контраст фотоизображений в каждом случае порождает особенный эмоциональный эффект.
Вторая часть выставки, серия «Секс и пейзажи», объединяет крупноформатные природные виды и фотографии в жанре ню, созданные с 1974 по 2001 год.
Ньютоновские фотографии женщин часто подвергались критике со стороны феминисток. Самая известная история случилась в 1993 году, когда основательница издания Emma Алиса Шварцер опубликовала, в которой назвала работы фотохудожника сексистскими, расистскими и даже фашистскими. Таки обвинения являются нонсенсом, учитывая, что Ньютон, как еврей, в 1930-е годы подвергался нападкам фашистов, запретивших ему работать по профессии, и был вынужден в 1938 году бежать из Германии. Но Алису Шварцер это не смутило. Она была настолько возмущена откровенными фотоработами Ньютона, что напрочь позабыла об авторских правах и проиллюстрировала свою статью сразу 19 его фотографиями, не спросив разрешения у художника. Суд посчитал, что 19 – многовато для цитаты в политическом споре (на чем настаивала Шварцер) и больше похоже на попытку попиариться за чужой счет. Пришлось Шварцер заплатить за ненавистные ей фотографии полную сумму плюс надбавку за моральный ущерб.
Но вернемся к Ньютону. Как уже говорилось, серии фотографий «Мы и они» и «Секс и пейзажи» он сам отобрал для первой выставки Музея фотографии. Но увидеть открытие крупнейшего столичного репозитория фотоискусства 3 июня 2004 года Ньютон, увы, не смог. Примерно за четыре месяца до этой даты он попал в Лос-Анджелесе в аварию, которая унесла жизнь 83-летнего художника. Урну с его прахом погребли на кладбище на Stubenrauchstrabe в берлинском районе Friеdenau, где покоятся останки многих известных личностей Германии, в том числе и Марлен Дитрих.
Выставка «Helmut Newton/Alice Springs: Us and Them» можно увидеть до 16 ноября по адресу: Museum für Fotografie, Jebensstraße 2 (Charlottenburg).
Вт, ср, пт с 10:00 до 18:00;
чт с 10:00 до 20:00;
сб, вс с 11:00 до 18:00
Вход 10 (5) евро.
Фаина АРТС, «Русская Германия».
|