ДЕНЬ БЕСКОНЕЧНЫЙ, КАК ЯЗЫК СОБАКИНастоящему индейцу надо только одного, да и этого немного, да почти что ничего – и точнее Чистякова про индейцев не споешь. Там у Фенимора Купера индеец энергичен, метает томагавки и снимает скальпы. Но это потому, что нельзя же написать роман о том, как индеец лежит в гамаке и ничего не делает. А настоящие индейцы, во всяком случае, мужчины, «воины», только этим и заняты. (Друзья, а может, и мы индейцы? Не фиговую же резервацию себе отгородили.) 1/1/2000 Племя называлось кадеве. Хотя какое племя – три дома из гнилых досок на окраине поселка пеонов. По двору ползает черепаха, с ней играет маленькая девочка. Мама сидит на лавке и крошит кукурузный початок курице с цыплятами, куры дерутся. Сын Альцибит лежит на другой лавке. Говорят по-португальски. Время от времени кто-нибудь предложит: не выпить ли нам терере. Крошат какую-то петрушку в помятый железный стакан, заливают водой и сосут по очереди через железную трубочку. Потом снова воду. Петрушка с первого раза безвкусная.
Уже много дней не было мяса. Только рис и чечевица, еду готовили на очаге, и дом наполнялся дымом.
Альцибит встал с лавки и решил идти за нигедаги, лесным кабаном. Но сначала пришлось тащиться за револьвером к другу пеону. Оружие можно носить только по лицензии, а ее-то у настоящего индейца никогда нет. В револьвере было три патрона. Молодой пеон Клаудиней, за которого выходит сестра Альцибита, тоже пошел за кабаном. Он притаранил ружье 28-го, то есть маленького, калибра и три патрона с дробью. Но главной силой нашего отряда были собаки, три кобеля с кривыми ногами, которых никогда не кормили. В боку у одного краснела дырка, кобель ее вылизывал. Это с прошлой охоты – нигедаги попал клыком, но уже прибежал Альцибит с револьвером, и неделю в доме индейцев ели рис с мясом, макароны и чечевицу с мясом.
В отряд набралось четыре охотника, три собаки, два ствола, одна лошадь. Пешие индейцы шли напрямик, через поле, придерживая друг для друга колючую проволоку. Пастбища вокруг поселка нарезаны на куски колючей проволокой. Параллели и меридианы колючки. Ее в поселке немерено. В доме индейцев колючка натянута под крышей, на ней сушат белье.
В некоторых квадратах пасся скот и кобели разминались, гоняя телят из угла в угол. Вот, кстати, чем еще заняты индейцы. Играют в бильярд на гладком пне, специально установленном посреди двора. Вместо бортов в пень натыканы гвозди, между ними натянуты резинки, а кии – из палок.
Вошли в лес, стали искать кабана. Индеец на лошади ехал по тропе, трое с оружием перли через тростник, а впереди рыскали три кобеля. Но кабаном не пахло. Вышли к озеру, там ждал индеец с конем. А не выпить ли нам терере? Достали жестянку с дырочками, засыпали «петрушки» и долго пили, разбавляя водой из озера.
Дальше мы решили охотиться на бобра. Пошли по руслу лесного ручья. Нет, это красиво и неправда. Сначала прыгали с камня на камень, потом плюнули и брели по колено в теплой, почти стоячей воде. В одну нору собаки залаяли, туда ткнули палкой и прицелились из ружья. Но ни черта из норы не вышло.
На нас тоже охотились. Злые тропические клещи. Отечественный походник вам скажет, что клеща надо мочить подсолнечным маслом и выкручивать против часовой стрелки, или еще много приемов. А настоящий индеец берет клеща и дергает.
Альцибит смотрел под ноги и по следам подков определял, что по тропе прошла лошадь. Собаки уже не искали ни бобра, ни кабана, а только лужи и плюхались в них. День был бесконечен, как язык собаки.
Эй, гринго, хочешь выстрелить? Стали заряжать ружье. Переломили пополам. Достали патрон. А он не влезает. Второй тоже. Гильза с трещиной. Только третий вошел, я выстрелил и метко попал по дереву. Хорошо, что кабан нас не видел. От выстрела гильза расширилась, пришлось долго выковыривать ножом.
В поселке индейские женщины уже приготовили рис без мяса. Поели, полежали. А не выпить ли нам терере?
Игорь МАСЛОВ, гринго, Бразилия, Мату-Гроссу-ду-Сул.
|