СТРАНА АМИШЕЙ (часть 1)Думаю, даже в Америке не все знают, что в Соединенных Штатах в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающие лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующиеся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации. И живут эти люди не только в глубинке. Их самая большая община находится в штате Пенсильвания в окрестностях города Ланкастер всего в полутора часах езды от Филадельфии. 6/1/2012
|
Внешне представители разных сект в Стране амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия
|
Появились эти люди в Америке три века назад и неслучайно вначале обосновались именно в Пенсильвании – тогда еще английской заморской колонии. Однажды английский король Карл II проиграл в карты своему адмиралу Пенну кучу денег, а когда тот умер, не имея чем расплатиться с его сыном Уильямом, он предложил натуру – завоеванные, но еще не освоенные заморские земли.
Уильям же был одержим идеей найти на Земле свободное место и основать страну, в которой могли бы жить на равных правах люди любых религий и конфессий, и поэтому принял предложение короля.
Даже сегодня на Земле не так уж много таких стран, но первой стала английская заморская колония в Америке, теперь штат Пенсильвания, что значит «лесная страна Пенна». Первыми, комуУильям Пенн предложил переехать в свою страну, были преследуемые в то время в Европе протестанты. Вначале приехали его земляки английские квакеры и основали самый большой город колонии Филадельфию и много других городков в округе. Вслед за ними из Пруссии и немецкой части Швейцарии стали приезжать те, кого называют амишами. Из множества приезжавших в то время в Пенсильванию протестантских сект они единственные сумели полностью сохранить до наших дней свой стиль жизни.
Уильям Пенн бесплатно отдал амишам земли в районе нынешнего Ланкастера (это на запад от Филадельфии, вглубь континента километров на 100). Уже оттуда они стали постепенно разьезжаться по всей Америке. Сейчас в США живет примерно 250 тысяч амишей. Селятся они, как правило, компактно. Их большие общины есть в штатах среднего запада (Индиане, Канзасе), живут они в и Мэриленде, и в других штатах. Самой большой (82 тысячи человек) по-прежнему остается община амишей в Пенсильвании. Почти такая же община, как в Пенсильвании, есть еще и в соседнем штате Огайо. Места компактного поселения амишей ни в одном штате никак административно не выделены: бок о бок и вперемешку с ними живут и другие американцы со своими традициями, верованиями и бизнесами, так что название «Страна амишей» я просто выдумал.
В одно прекрасное субботнее утро ранней осенью мы с друзьями решили ударить по американскому бездорожью в сторону Страны амишей. Из Филадельфии к Ланкастеру ведет 30-я дорога, полтора века назад впервые связавшая восточное и западное побережья страны. Сегодня это весьма деревенское, местами даже однорядное шоссе.
Рядом с Ланкастером дорога начинает плавно подниматься и опускаться, преодолевая живописные холмы (американцы их называют «rolling hills», то есть перекатывающиеся холмы). По обеим сторонам дороги открываются пасторальные виды зеленых полей с разбросанными по холмам фермами, пасущимися коровами и торчащими силосными башнями. Это первый знак того, что мы въезжаем в Страну амишей, которую сами они называют Farmland – Страной ферм.
Вдруг из боковой дороги выехала и понеслась нам навстречу будто съехавшая со старой голландской картинки двуколка, запряженная бодрой лошадкой. В коляске сидели две дамы, одетые в длинные, в тон лошади, черные платья (одна в белом, а другая в черном чепце) и двое мальчуганов (на голове одного из них была старомодная соломенная шляпа, а другой держал точно такую же в руках). Я еле успел тормознуть, чтобы схватить заранее положенную на торпеду камеру и нажать на спуск.
Цокающая по асфальту лошадка и ее седоки, не обращая на нас ни малейшего внимания, будто это мы, а не они были приведениями, промчались мимо и скрылись за поворотом. На шоссе опять остались только мчащиеся грузовики, джипы и другие монстры цивилизации. А не привиделось ли нам это?
Вскоре на большом перекрестке возле нас притормозила странная прямоугольная карета серого цвета, из открытого заднего окна которой выглядывал мальчуган, тоже в соломенной шляпе. Как только загорелся зеленый свет, она резво взяла с места и тоже мгновенно растворилась. Уже из этих первых встреч с обитателями страны амишей я вынес простой урок: чтобы успеть тут сделать хороший снимок, камеру нужно держать постоянно включенной и главное – не хлопать ушами.
Чем дальше мы продвигались вглубь страны, тем чаще стали попадаться никогда прежде не виданные нами на американских дорогах лошадки, запряженные в допотопные и необычные экипажи. В них сидели странно одетые люди: мужчины, как правило, с большой бородой, в соломенных или черных фетровых шляпах, женщины и девочки в длинных простых платьях и белых чепчиках с высокими открытыми лбами.
Стали попадаться и какие-то сельскохозяйственные экипажи, запряженные парой лошадок, погоняемые мужчинами все в тех же соломенных шляпах и черных штанах на подтяжках.
А когда в чистом поле показалась рыжая савраска, обреченно тянущая какой-то мудреный плуг, мы окончательно поверили и убедились, что все это не театр под открытым небом, а просто мы уже въехали в Страну амишей.
Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой секты), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских сект, из которых самые большие – это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons – основателя секты), еще в 1530 году. В отличие от других протестантов они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста. Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.
Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле. Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.
Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира. Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла. Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши, по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине. Никто им в этом тут не мешает, и Бог им в помощь!
Продолжение: СТРАНА АМИШЕЙ (часть 2)
Марк КРЫМСКИЙ. Фото автора.
|