СТРАНА АМИШЕЙ (часть 2)Первое, что бросается в глаза современному горожанину в Стране амишей, – это, конечно, обилие гужевого транспорта. И это не смотря на то, что, как заметили еще жители города Лучанска, из которого «Антилопа-Гну» уносила Остапа Бендера с компанией от справедливого возмездия, по скорости он сильно уступает транспорту механическому. 6/1/2012
|
Целый день багги, как большие серые и черные жуки, снуют по дорогам Страны амишей, соблюдая большинство правил дорожного движения
|
Амиши принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир, добра от которого они не ждут. И хотя сегодня среди не самых бедных американцев иметь свою лошадь намного престижнее, чем какой-нибудь накрученный мерседес, для амишей лошадь всегда была и по прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.
Самые распространенные амишские экипажи – это прямоугольные кабинки. Сами они эти кабинки называют «багги» (от слова «bug» – жук, а «buggy» соответственно «жучок»). Современный словарь уже переводит «buggy» как «повозку» или совсем старомодно «кабриолет», а значит в английском языке уже есть вполне устоявшееся название средства передвижения. Но поскольку это и не русская повозка, и не французский кабриолет, и не подвода, и не греческий фаэтон, и не тарантас, и не польская бричка, и не сибирская таратайка, и не цыганская кибитка, и не прогулочная коляска, и уж конечно не карета, и уж никак не махновская тачанка, и не шарабан (тоже, кстати, французского происхождения), и не фургон, и не арба, и не линейка, и не бедарка, и совсем даже не колымага, то я позволю себе сохранить в своем рассказе это симпатичное словцо «багги». Глядишь, и я с помощью амишей внесу свою лепту в великий и могучий.
Амишские амазонки иногда разъезжают в двуколках или открытых фаэтонах, но классическая багги имеет прямоугольную кабинку серого (у амишей) или черного (у меннонитов) цветов.
Целый день багги, как большие серые и черные жуки, снуют по дорогам Страны амишей, соблюдая большинство правил дорожного движения. Они смело выскакивают из проселка на скоростное шоссе, резво трогают на перекрестках, не пасуют и не обращают ни малейшего внимания на идущие бок о бок с ними огромные машины, по-видимому, в душе считая их странными и неуклюжими средствами передвижения. На парковках они равноправно паркуются рядом с автомобилями.
Возле одной из ферм, в чистом поле мы заметили не меньше полусотни выпряженных багги. Была ли это баггобаза или какая-нибудь ремонтная мастерская, мы так и не выяснили.
Для индивидуального передвижения амиши также часто используют самокаты специальной продвинутой конструкции. Пользуются ими в основном дети. Иногда даже совсем маленькие девочки отмахивают на них вполне приличные расстояния между деревнями. При этом они смело едут по проезжей части: специальных дорожек для них тут нет (не Голландия). Иногда на самокатах разъезжают и вполне взрослые ребята. А если очень повезет, можно увидеть и настоящую доярку, спешащую с утренней дойки на самокате повышенной грузоподъемности.
Внешне представители разных сект в Стране амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия. Все они носят очень простую одежду (женщины – обязательно длинные платья), поскольку Библия учит скромности. Они, разумеется, обходятся без ювелирных украшений, не пользуются косметикой и парфюмерией и не носят короткие стрижки.
В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки,
а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками.
На головах у женщин, как правило, белые чепчики. Мужчины носят соломенные или черные фетровые шляпы. Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних. Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи. Цвета одежды скромные. Неслучайно сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.
Только женатые мужчины имеют право носить бороду. Вот он, мощный стимул к продолжению рода! Прав был классик: «Красота спасет мир!»
Каждые выходные с весны по осень Страна амишей наполняется зеваками (по-современному – туристами), приезжающими из близлежащих городов и штатов. Будучи весьма духовными людьми, амиши оказались в то же время и весьма земными в прямом, по роду занятий, и в преносном, по умению делать бизнес, смысле этого слова. Хотя им совсем не по душе направленные со всех сторон взгляды, они, приняв их неизбежность, порешили упорядочить этот бурный поток и извлечь из него возможную выгоду. Для этой цели амиши построили специальную потемкинскую ферму, где они сами все рассказывают про свою жизнь, катают в специальных многоместных багги, показывают свои ремесла и другие достижения народного хозяйства, ну, в общем, все, что положено показывать в потемкинской деревне.
Свой день мы тоже начали с посещения этой фермы, и почти все, что я рассказываю об амишах, мы узнали на этой экскурсии.
Например, мы с удивлением выяснили, что кроме гужевого транспорта и самокатов другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества – это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов. Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира. Это же относится и к трубам, подводящим газ.
В этом месте рассказа экскурсовода я не удержался и ехидно спросил: «А пользуются ли амиши электрическими устройствами и мобильными телефонами без проводов, на батарейках?» Не смутившись, он ответил, что да, это не возбраняется. Я потом целый день охотился за таким кадром: амиш в соломенной шляпе с белой бородой в подтяжках, сидящий в багги с мобильным телефоном возле уха, но такой картинки так и не увидел. Пользоваться мобильным телефоном амишам уже можно, но манеры их еще никто не отменял.
Протестантство отменило великолепные готические соборы и церкви поменьше с цветными витражами, аскетичными святыми, картинами великих и невеликих художников и органной музыкой с ангельским детским пением на почти уже никем не понимаемой латыни. Протестантские церкви – это всегда очень простые сооружения: внутри принципиально голые стены, скамьи и на столах только Текст – Библия (обязательно на понятном для прихожан языке), предмет изучения и заучивания. Отменив форму, как им показалось, потерявшую содержание, протестанты заменили ее другой крайностью, а, по их мнению, квинтэссенцией веры в чистом виде – содержанием без формы.
Парочка предельно простых меннонитских церквей есть и в Стране амишей. Вот одна из них. Мы подъехали к ней, когда субботняя служба, правильнее сказать собрание, уже закончилось и паркинг опустел. Но не пытайтесь найти тут даже самую скромную амишевскую церковь – их тут просто нет. Амиши и в этом вопросе пошли еще дальше меннонитов: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний». Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.
Продолжение: СТРАНА АМИШЕЙ (часть 3)
Марк КРЫМСКИЙ. Фото автора.
|