«АПОСТОЛЫ» ЭЛЬ ГРЕКО ПОКИНУЛИ ТОЛЕДОНа общем фоне культурных событий в Европе заметно выделяются две небольшие выставки в северной Италии: авангардисты из коллекции Эме Маэ в Ферраре и английские прерафаэлиты в Равенне (последние – рядом с «настоящими» прерафаэлитами – Фра Беато и Перуджино). Ну и, конечно, стоит посмотреть на редко выезжающих из Толедо апостолов Эль Греко – эти работы из толедского кафедрального собора прибыли в брюссельский Центр изобразительных искусств. 1/3/2010
|
Центром композиции брюссельской выставки стала удивительная серия «Апостолы» из толедского Собора и музея Эль Греко
|
БЕЛЬГИЯ
Акция «Долгая ночь музеев», 6 марта, Брюссель. Как и во многих странах Европы, эта акция пользуется огромной популярностью в Брюсселе. Даже если вы приехали по делам и ваш Offshore Services решил все вопросы, не откажите себе в удовольствии прогуляться по музеям. С 7 вечера до часу ночи 19 городских музеев, в том числе Музей костюма и кружева, Музей музыкальных инструментов, Музей комиксов, Центр изящных искусств, в котором проходят выставки Фриды Кало и Эль Греко, распахнут свои двери для ночных посетителей. Чтобы быстро добраться до открытого ночью музея, можно воспользоваться специальными автобусами, проезд в которых входит в стоимость единого билета на «Ночь музеев» (8, если билет куплен заранее, 12 – 6 марта).
Помимо специальных экскурсионных программ, посетителей ожидают музыкальные концерты, танцевальные вечера и театрализованные представления. В Музее промышленности и труда можно будет попасть в настоящую работающую кузницу, в Музее музыкальных инструментов увидеть танцы эпохи Возрождения, а Музей костюма и кружева подготовил выставку и шоу, посвященные моде 1960-х годов. //www.museumnightfever.be
Эль Греко, до 9 мая, Брюссель. Позднему творчеству испанского художника греческого происхождения Доменико Теотокопули, или Эль Греко (1541-1614), посвящена выставка, не так давно открывшаяся в брюссельском Центре изобразительных искусств. Творчество художника складывалось из самых разных элементов: критского наследия, уроков итальянского Возрождения и атмосферы Толедо, в котором художник прожил последние тридцать лет жизни. Любопытно, что после смерти имя и картины Эль Греко быстро были забыты – его творчество было открыто заново лишь в конце XIX века.
Эль Греко считается «одиноким и экстравагантным» художником. Современные исследователи стремятся определить составляющие его «живописной алхимии» – удлиненные пропорции являются характерной чертой маньеризма, но лишь Эль Греко придал им мистическое значение. Его индивидуальности способствовала атмосфера Толедо, в которой определились иконографические предпочтения мастера, посвятившего себя религиозной живописи. Центром композиции брюссельской выставки стала удивительная серия «Апостолы» из толедского Собора и музея Эль Греко. Соборная коллекция художника крайне редко покидает пределы Толедо, поэтому эту выставку можно считать почти уникальной. //www.bozar.be
ИСПАНИЯ
Искусство власти, 9 марта – 23 мая; «Приглашенная картина», 16 марта – 30 мая, Мадрид. Образ правителя, монарха эпохи XVI-XVIII веков – вот главная тема выставки, которая откроется в мадридском музее Прадо в начале марта. Эта выставка подготовлена на базе зимней вашингтонской экспозиции «Искусство власти», но значительно расширена за счет богатой коллекции мадридской Оружейной палаты. Портреты монархов кисти знаменитых европейских художников, в том числе Рубенса и Тициана, и атрибуты «сильной власти» – доспехи, оружие – будут представлены на этой выставке.
Еще одна любопытная выставка из серии «Приглашенная картина» откроется в Прадо в середине марта. На этот раз это будет картина американского художника Джона Сингера Сарджента (1856-1925) «Дочери Эдварда Бойта» из Бостонского музея изящных искусств. Картина была создана в 1882 году под сильным влиянием картины Диего Веласкеса «Менины» из коллекции Прадо. Располагаться «приглашенная картина» будет рядом шедевром Веласкеса. //www.museodelprado.es, //www.museodelprado.es
Персональная выставка Аниша Капура, 16 марта – 12 октября, Бильбао. Осенью прошлого года с большим успехом в лондонской Королевской академии искусств прошла большая персональная выставка современного художника Аниша Капура (род. в 1954 году в Бомбее, с начала 1970-х живет в Лондоне). Теперь работы этого художника можно увидеть на выставке в Музее Гуггенхайма в испанском городе Бильбао. Творческая карьера Аниша Капура в Великобритании складывалась весьма успешно: в 1980-х художник вошел в популярную группу «Новая британская скульптура», в 1990 году он оформил британский павильон Венецианской биеннале, в 1991 получил престижную Тернеровскую премию, а с 1999 Капур является членом Королевской академии.
На выставке будут представлены как популярные гигантские скульптуры прошлых лет, так и шесть новых работ художника. Среди экспонатов – знаменитая инсталляция «Сваямбх», – объект из смеси краски, воска и вазелина, который медленно будет объезжать залы музея по специально проложенных для него рельсам, оставляя «кровавые» следы. Еще одним популярным экспонатом станет инсталляция «Стрельба в угол» – пушка, которая каждые 20 минут будет стрелять в стену ядрами из красного воска. //www.guggenheim-bilbao.es
ИТАЛИЯ
От Брака до Кандинского и Шагала, 28 февраля – 2 июня, Феррара. Весной этого года в Palazzo dei Diamanti будет работать выставка, посвященная истории одной из самых успешных художественных галерей второй половины ХХ века – частной коллекции, а затем и Фонду французского коллекционера и издателя Эме Маэ. Музей Fondation Maeght был построен в 1964 году во французском местечке Сен-Поль-де-Ванс по проекту каталонского архитектора Хосе Луиса Серта. Проект галереи и ее освещения обсуждался с Браком, Шагалом и Миро, чьи работы хранятся в музее в большом количестве.
На итальянской выставке будет представлено более 70 картин, скульптур, рисунков таких художников, как как Жорж Брак, Хуан Миро, Марк Шагал, Александр Колдер, Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Василий Кандинский. Фотографии 1945-2000-х годов создадут исторический контекст создания коллекции и музея. //www.palazzodiamanti.it
Прерафаэлиты и итальянская мечта, 28 февраля – 6 июня, Равенна. Художественный музей города Равенны совместно с Городским художественным музеем Оксфорда подготовили выставку, посвященную итальянским живописным и литературным корням искусства знаменитого «Братства прерафаэлитов», основанного в Англии в 1848 году. Что же являлось итальянской составляющей в бунтарских идеях воспитанников лондонской Королевской академии? На этот вопрос и пытается ответить новая экспозиция.
Посетители увидят картины Фра Беато Анджелико и Перуджно рядом с работами Данте Габриеля Россетти, Уильяма Холмана Ханта и Эварда Берн-Джонса. Современный интерактивный проект, посвященный созданию мозаик Берн-Джонса, позволит погрузиться непосредственно в творческий процесс одного из прерафаэлитов и увидеть его «итальянскую мечту». //www.museocitta.ra.it
ТУРЦИЯ
Пабло Пикассо «Сюита Воллара», 16 февраля – 18 апреля, Стамбул. «Suite Vollard» («Сюита Воллара») – так называется графическая серия офортов, созданная Пабло Пикассо в 1930-1936 годах и приобретенная в 1937 году известным парижским коллекционером и издателем Амбруазом Волларом (1866-1939). С 1893 года, когда у Воллара появляется собственная художественная галерея Rue Laffitte, он устраивает выставки таких художников, как Мане, Гоген, Сезанн, Матисс и Пикассо, чья персональная выставка прошла в галере Воллара в 1901 году. Воллар тесно сотрудничал с Пикассо во время его «розового» и «голубого» периодов, но кубизма не принял и разорвал сотрудничество, которое возобновилось только в 1937 году, когда Воллар купил эту серию офортов у Пикассо.
В центре композиции этого цикла – мифы о Минотавре и Пигмалионе, а моделью Пикассо для этой серии стала Мария-Тереза Вальтер, в которую художник был влюблен. Именно поэтому «Suite Vollard» часто называют «сюитой любви». Выставка проходит в стамбульском Музее Перы, расположенном в бывшем гранд-отеле La Bristol. //en.peramuzesi.org.tr
ШВЕЦИЯ
Рубенс и Ван Дейк, 25 февраля – 23 мая, Стокгольм. Большая выставка, посвященная двум великим фламандским живописцам XVII столетия, откроется в конце февраля в Национальном музее в Стокгольме. Экспозиция будет построена как «диалог» между Питером Паулем Рубенсом (1577-1640) и Антонисом ван Дейком (1599-1641). Жанры, мотивы, источники вдохновения, техника, работа в мастерских двух художников будут сопоставлены на этой выставке. Отдельная часть посвящена работе Ван Дейка в мастерской Рубенса в 1618 году. В то время Рубенс делал эскизы, по которым Ван Дейк исполнял картины («Вакханалия», «Св. Амвросий и император Феодосий», «Портрет Жаклин ван Кастр»), которые на протяжении долгого времени приписывались самому Рубенсу. На выставке будут представлены картины из собственной коллекции музея, а также из многих музеев Европы и США, в том числе посетители увидят вместе роттердамскую и стокгольмскую версии картины «Святой Иероним с ангелом» Ван Дейка. //www.nationalmuseum.se
Читайте также материал по теме: ЕВРОПА ПРИВЛЕКАЕТ ГРАФИКОЙ Нюта КУКУШКИНА.
|