СЛЕЗЫ ЭРОСА НА ЛЬДУПервые признаки наступающей зимы удивительно удачно совпали с «главной выставкой ноября» – с большой монографической экспозицией Хендрика Аверкампа в Амстердаме. Кстати, в том же Амстердаме, прямо в аэропорту Схипхол, только что разместилась выставка младших Брейгелей – 9 картин (что немало для аэропорта!), причем зрителями окажутся и все летящие через Схипхол транзитом, таковых же многие тысячи. 1/11/2009
|
Экспонаты выставки «Слезы Эроса» можно увидеть в мадридском Музее Тиссен-Борнемисса
|
Кроме замерзших каналов и озер Аверкампа, на которых веселится, падает, скользит по льду, трудится, переживает бедность и унижение все человечество, буквально весь род людской от мала до велика, интересны несколько открывшихся на днях и открывающихся в ноябре выставок. Выделим экспрессиониста Герберта Бёкля в Вене, несколько тематических «китайских» выставок в Брюсселе, авангардную скульптуру Wild Thing в Лондоне и традиционную испанскую раскрашенную скульптуру («Ожившие святые») там же.
Кого-то, безусловно, привлекут «Дельво и античность» в Брюсселе и «Слезы Эроса», проливаемые в Мадриде (проект, обреченный на успех, т.к. он энергично эксплуатирует тему «Эрос и Танатос»).
АВСТРИЯ
Ретроспективная выставка Герберта Бёкля, 21 октября – 31 января, Вена. В венской галерее Бельведера недавно открылась ретроспективная выставка знаменитого австрийского художника-экспрессиониста Герберта Бёкля (1894-1966). Биография Бёкля удивительным образом вписывается в исторический контекст: художник-самоучка, отправившийся на фронт во время первой мировой войны, в 1920-х годах обучающийся живописи в Берлине и Париже, становится влиятельнейшей фигурой в австрийском изобразительном искусстве, а под конец жизни – главой Венской академии искусств. На выставке будет представлено около 150 работ художника, созданных в период с 1914 по 1964 годы, из европейских музеев и частных коллекций. Это портреты, в том числе и знаменитые автопортреты художника, натюрморты, пейзажи, акварели, рисунки, эскизы цикла фресок, созданных для аббатства Секау, и коллажи, оказавшие сильное влияние на декоративное искусство середины ХХ века. //www.belvedere.at
БЕЛЬГИЯ
Дельво и античность, 23 октября – 31 января, Брюссель. Античная тема активно входит в живопись бельгийского художника Поля Дельво (1897-1994) в 1930-х годах – как раз именно в эти годы Дельво принимает активное участие в выставках и акциях сюрреалистов, хотя формально он не принадлежал к этому течению и считал себя «художником-одиночкой». В 1937 и 1939 году художник совершил путешествие в Италию, и с тех пор античный мир становится лейтмотивом его творчества. В его живопись причудливо входит античный храм, который становится символом трагического города, гармоническое спокойствие и «метафизический эротизм» героинь его картин отсылает нас к античной скульптуре. Теме античности в творчестве Поля Дельво посвящена выставка, открывшаяся недавно в Королевском музее изящных искусств. На ней представлено около 70 работ художника из европейских музеев – это картины, эскизы, акварели, рисунки. //www.fine-arts-museum.be
Выставки в рамках фестиваля культуры «Европалия», до 14 февраля, Брюссель. Безусловно, главным событием осени и зимы в столице Бельгии является фестиваль искусств «Европалия», посвященный в этом году культуре и искусству Китая. В рамках фестиваля будет открыто 40 выставок, тематика которых весьма разнообразна: от выставки, посвященной китайской народной медицине, проходящей в Музее медицины, до выставок современного китайского искусства. Театры, музеи, площади, выставочные залы станут площадками проведения выставочных мероприятий. Среди них можно отметить выставку «Старинный и современный китайский фарфор» (24 октября – 14 февраля, Музей декоративного искусства), «Сыны неба» (до 24 января, Дворец изящных искусств), посвященную магическим ритуалам средневекового Китая, «Павильон орхидеи» (до 31 января, Королевский музей изящных искусств), посвященную китайской каллиграфии, «Чай. История жизни» (14 ноября – 21 февраля, Королевский музей Mariemont), на которой будут представлены керамические чайные коллекции различных эпох. //www.europalia.be
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Wild Thing: Эпштейн, Годье-Бржеска, Гилл, 24 октября – 24 января, Лондон. С 1905 по 1915 годы в Лондоне появляются три «скульптора-бунтаря», чьи работы в полной мере отразятся на истории британской школы авангардной скульптуры. «Wild Thing» – так назовет поэт Эзра Паунд одного из них, приехавшего из Парижа в Лондон в 1911 году молодого скульптора Анри Годье-Бржеска (1891-1915). В том же году из Парижа в Лондон приезжает и Яков Эпштейн (1880-1959), чье творчество до середины ХХ века будет вызывать жаркие споры и провоцировать скандалы. Незадолго перед началом первой мировой войны Годье-Бржеска, Эпштейн и английский скульптор Эрик Гилл (1882-1940) ненадолго объединятся. Сблизит их интерес к неевропейскому искусству, примитивизму, экспрессионизму и авангарду. Скульпторы активно использовали в этот период метод «прямого высекания», возвращавший художника к архаическому контакту с материалом. Впервые за долгие годы на выставке в Королевской академии искусств собраны вместе работы этих «скульпторов-бунтарей» – около 100 скульптур, рисунков, пастелей из музеев и частных коллекций.
Напоминаем любителям современной скульптуры, что до 11 декабря в этом же музее проходит персональная выставка Аниша Капура, о которой мы рассказывали в октябрьском обзоре европейских выставок. //www.royalacademy.org.uk
Испанская живопись и скульптура 1600-1700 годов, 21 октября – 24 января, Лондон. «Ожившие святые» – так называется выставка, недавно открывшаяся в лондонской Национальной галерее. Посетителям предоставляется уникальная возможность созерцания в едином пространстве христианской скульптуры и живописи XVII века, складывающихся в единый образ и обогащающих восприятие сакрального искусства.
В центре внимания на выставке оказывается все же знаменитая испанская деревянная полихромная скульптура, авторам которой удалось добиться эффекта максимального натурализма. Любопытно, что многие деревянные скульптуры этой эпохи были расписаны художником Франсиско Пачеко (1564-1645), учителем Веласкеса, Кано и Сурбарана. Именно поэтому столь органичны в соседстве скульптуры Хуана Мартинеса Монтаньеса, Педро де Мены, Грегорио Фернандеса, расписанные Франсиско Пачеко и Алонсо Кано, и картины Диего Веласкеса и Франсиско Сурбарана.
Своеобразным продолжением выставки «Ожившие святые» в соседних залах галереи стала экспозиция, посвященная процессу и методам изготовления полихромных скульптур XVII века. //www.nationalgallery.org.uk
ГЕРМАНИЯ
Выставка Георга Базелица, до 28 февраля, Дрезден. Приуроченная к 20-летней годовщине падения Берлинской, в Дрезденской картинной галерее недавно открылась большая выставка работ немецкого художника-неоэкспрессиониста Георга Базелица (род. в 1938 году). Выставка имеет общее название «Дрезденские женщины», на ней представлены картины и скульптуры художника. Центром композиции выставки стал цикл «45», состоящий из 20 монументальных панелей и посвященный «апокалипсису» второй мировой войны. Этот цикл создан в 1989 году незадолго до падения Берлинской стены. Главной работой в этом цикле считается изображение женщины, смотрящей в окно на разрушенный Дрезден. В том же зале располагается цикл деревянных скульптур, раскрашенных желтым, под общим названием «Дрезденские женщины». В других залах представлены картины Базелица, созданные, в том числе, и по мотивам христианских сюжетов (например, «Ужин в Дрездене» 1983 года). //www.skd-dresden.de
Ты и твой мир, 14-22 ноября, Гамбург. Эта выставка-ярмарка в Гамбурге проводится с 1955 года, а посещает ее ежегодно боле 200 тыс. человек. Основное направление выставки – повседневная жизнь, поэтому экспонаты представлены в следующих разделах: «Отдых и хобби», «Модные аксессуары», «Здоровье и фитнес», «Мебель и декоративные дизайнерские новинки», «Ваша кухня», «Рождественские подарки», «Электроника». Также на выставке можно будет присмотреть мебель для кухни, попасть в «кулинарное путешествие» и познакомиться с секретами традиционной кухни пяти континентов, побывать в «заколдованном лесу», а напоследок увидеть выставку силуэтной аппликации и театр теней. Стоимость билета – €6. //www.hamburg-messe.de
ИСПАНИЯ
Ярмарка искусства и антиквариата Feriarte 2009, 21-29 ноября, Мадрид. В конце ноября выставочном центре IFEMA пройдет ежегодная 33-я Международная ярмарка искусства и антиквариата. Тема выставки этого года – «От классики до абстракционизма», поэтому основными экспонатами на этой выставке станут, безусловно, картины, рисунки и скульптура. Таким образом, на этой ярмарке можно увидеть редкие картины, которые мало выставляются. Европейскую живопись и скульптуру XV – XVI веков представит на ярмарке галерея Bernat, живопись конца XIX – начала ХХ века представит галерея Lorenart -именно в этой секции посетители смогут увидеть несколько картин Хоакина Сорольи, чья выставка недавно с большим успехом прошла в Прадо. В других разделах будет представлена авангардная живопись 1930-х годов и живопись абстрактного экспрессионизма середины века. //www.ifema.es
Слезы Эроса, 20 октября – 31 января, Мадрид. Название этой выставки, недавно открывшейся в мадридском Музее Тиссен-Борнемисса, отсылает продвинутого любителя искусства и философии к книге французского философа и писателя Жоржа Батая, стоявшего у истоков постмодернизма. Именно поэтому умудренный посетитель выставки в расположении экспонатов сможет прочитать следующий сюжет: невинный соблазн – искушение – страсть – искупление – смерть, то есть совершить традиционный маршрут «между Эросом и Танатосом». Для неискушенных любителей эротического искусства очевидной будет идея, озвученная куратором выставки Гильермо Соланой: «Страсть была и будет всегда, она интересует и вдохновляет художников сегодня, как и пять веков назад или пять тысяч лет тому назад». На выставке можно увидеть работы Джованни Бернини, Хосе де Риберы, Гюстава Моро, Огюста Родена, Анри Руссо, Камиля Коро, Гюстава Курбе, Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Эдварда Мунка, а также картины, фотографии, видеоинсталляции современных художников – Джона Каррина, Джеймса Уайта, Марка Куинна, Билла Виолы. //www.museothyssen.org
НИДЕРЛАНДЫ
Выставка братьев Брейгелей, 28 октября – 22 февраля; Зимние пейзажи Хендрика Аверкампа, 20 ноября – 15 февраля, Амстердам. В конце ноября в амстердамском Rijksmuseum откроется выставка зимних пейзажей знаменитого голландского художника Хендрика Аверкампа (1585-1634). Выставка называется «Малый ледниковый период» неслучайно – считается, что с XVI до середины XVII века в Европе было глобальное похолодание, и в Голландии толстым слоем льда зимой покрывались все каналы. Кстати, одним из доказательств этой теории и служат зимние голландские пейзажи. Хендрику Аверкампу удалось привнести в такие пейзажи забавные жанровые сцены и даже зашифровать в них сюжетные истории. На выставке будут представлены 20 картин из собственной коллекции Rijksmuseum, еще 25 картин Аверкампа будут позаимствованы из собраний европейских музеев. Затем эта выставка переедет в Национальную галерею искусств в Вашингтон.
А в филиале Rijksmuseum, в амстердамском аэропорту Schiphol, до конца февраля будет открыта выставка девяти картин сыновей знаменитого Питера Брейгеля Старшего. На выставке исследуются вопросы преемственности, подражания и самостоятельности полотен сыновей Брейгеля, а также проблема коммерческого успеха их живописи. //www.rijksmuseum.nl
Нюта КУКУШКИНА. Газета.Ruer="0">
|