СЦЕНЫ ЛЕТНЕГО КУПАНИЯВ австрийском Зальцбурге, забредя в залы Резиденции, можно встретить толпу обнаженных купальщиц всех времен и народов – это очень «летняя» по замыслу выставка, и провисит она как раз до осенних холодов. В Барселоне одновременно показывают двух ярких представителей французской независимой живописи начала ХХ века – фовистов Мориса Вламинка и Кеса ван Донгена, обе экспозиции можно легко осмотреть за один день. 10/8/2009
|
Этим летом обнаженных купальщиц можно встретить в австрийском Зальцбурге
|
В итальянском средневековом замке Градара, который сам по себе может считаться произведением искусства, картины и рисунки расскажут вам об «украденных поцелуях» (именно в этом замке развернулась описанная Данте трагическая история любви Паоло и Франчески). А если вы попадете этим летом в Шотландию, вспомните, что в Эдинбурге сейчас проходит большая «испанская» выставка.
Встреча с некоторыми видами искусства возможна и под открытым небом: 8 августа начинается Фестиваль песчаной скульптуры на берегу Боденского озера в швейцарском Роршахе. Победители будут объявлены 15 августа. Песчаные скульптуры, как обещают организаторы, простоят до середины сентября. Вход на эту выставку свободный.
Подробнее об этих и других событиях культурной жизни Европы в августе рассказывает Газета.Ru в очередном выпуске обзора «Выставки Европы».
АВСТРИЯ
Сцены купания, 10 июля – 1 ноября, Зальцбург. Галерея Резиденции Зальцбурга славится своими необычными тематическими выставками. Этим летом и осенью в музее можно посмотреть культурологическую выставку, посвященную изображению сцен купания в различные эпохи. Обряд и наслаждение, символический ритуал очищения и эротизм, пейзаж и жанровые сцены – в этих аспектах рассматривается на выставке древнейшая связь человека со стихией воды. Посетители смогут увидеть картины 60 художников, в том числе Яна Брейгеля-старшего, Альбрехта Дюрера, Андреа дель Сарто, Франческо Солимены, Корнелиса де Воса, Жана Антуана Ватто, Феликса Валлотона, Клода Жозефа Верне, Мориса Дени, Вильгельма Буша, Поля Сезанна, Ловиса Коринта, Отто Мюллера, Герберта Бёкля и других художников. //www.residenzgalerie.at
Ретроспективная выставка Сая Твомбли, до 11 октября, Вена. В венском Музее современного искусства (MUMOK) проходит ретроспективная выставка одного из самых популярных американских художников Сая Твомбли (род. в 1928 году). В начале творческого пути Твомбли входил в группу популярных американских абстрактных экспрессионистов, выставлялся вместе с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом, а в середине ХХ века художник переехал в Рим, где и живет до сих пор. Вообще в жизни Сая Твомбли смело переплетаются частная и общая мифология. Его частный миф связан с переездом в Европу и затворническим образом жизни – именно поэтому сенсационными выглядят такие факты, как присуждение штрафа одной француженке, которая поцеловала его картину, или присуждение самому Твомбли «Золотого льва» на Венецианской бьеннале, или то, что его работы активно покупаются за большие деньги. Считается, что такой популярности художник добился благодаря глубокому изучению античной мифологии и культуры Средиземноморья. Именно этим мотивам в творчестве художника и посвящена венская экспозиция, на которой будут представлены картины, рисунки, скульптуры, коллажи и фотографии художника, в том числе и последний цикл работ, созданный специально для этой выставки. //www.mumok.at
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
«Открытие Испании для британских коллекционеров и художников: от Гойи до Пикассо», 18 июля – 11 октября, Эдинбург. Название этой выставки, открывшейся недавно в Национальной галерее Шотландии в рамках Эдинбургского фестиваля искусств, полностью отражает и содержание, и композицию. В ХIX веке британские коллекционеры и художники по-настоящему открывают для себя испанскую живопись, появляются научные труды, посвященные творчеству Веласкеса и Гойи. На выставке представлено около 130 картин, рисунков, гравюр великих испанских художников из частных и государственных коллекций (это работы Эль Греко, Гойи, Веласкеса, Сурбарана, Пикассо), а также работы британских художников, в творчестве которых так или иначе отражена испанская тема. Посетители увидят картины Артура Мелвилла и Дэвида Уилки с испанскими пейзажами и жанровыми сценами, работы Джона Эверетта Миллеса, созданные под влиянием живописи Веласкеса, картины Эрика Гилла, Огастеса Эдвина Джона и Барбары Хепуорт, участвовавших в выставке «Художники против войны и фашизма», которая была своеобразным откликом на трагические события в Испании в 1930-х годах. Работы этих художников сопоставлены с картинами Пикассо, созданными в тот же период, в том числе с «Плачущей женщиной», написанной в 1937 году. //www.nationalgalleries.org
Выставка Ричарда Лонга, до 6 сентября, Лондон. Познакомиться с одним из популярных направлений искусства второй половины ХХ века – ленд-артом – можно на выставке современного английского художника Ричарда Лонга (род. в 1945 году) в лондонской галерее Tate Britain. Ленд-арт стремится вернуть искусство в природу, используя безлюдные, «дикие» ландшафты в качестве объекта и художественного материала. Первая работа Ричарда Лонга в этом стиле была создана в 1967 году – художник протоптал прямую линию в поле, которая стала его собственной тропой, «прогулкой нигде». Вообще идея прогулки лежит в основе искусства Ричарда Лонга: «Я начал работать в окружающем пространстве, используя естественные материалы – такие как трава, вода, камни, и это позднее трансформировалось в идею создавать скульптуру при помощи обычной прогулки. Таким образом, прогулка как искусство обеспечивала для меня некий идеал, который позволял мне исследовать отношения между временем, расстоянием, географией и измерением». Естественно, главными экспонатами на этой выставке станут фотографии ландшафтных скульптур Ричарда Лонга. //www.tate.org.uk
ВЕНГРИЯ
Тернер и Италия, 15 июля – 25 октября, Будапешт. В Музее изобразительных искусств Будапешта недавно открылась большая тематическая выставка «Тернер и Италия», которая уже побывала в Ферраре и Эдинбурге. Увлечение Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775–1851) Италией и итальянским искусством началось еще в молодости, во время обучения в лондонской Королевской академии. «Мечты об Италии» – так называется первая часть экспозиции, в которой представлены старинные книги об Италии, а также гравюры и картины Ричарда Ирлома, Уильяма Вуллета, Джованни Баттисты Пиранези, Клода Лоррена. В следующих семи частях экспозиции представлено около 80 картин, акварелей, рисунков самого Тернера из музеев Европы и США, связанных с его многочисленными путешествиями по Италии. Расположены работы в хронологическом порядке, что позволяет посетителям наблюдать эволюцию стиля художника. //www.szepmuveszeti.hu
ГЕРМАНИЯ
«Долгая ночь музеев», 29 августа, Берлин. В этом августе ежегодная акция «Долгая ночь музеев» пройдет в Берлине в 25-й раз. С шести вечера до двух часов ночи более 100 музеев и художественных галерей открывают свои двери для гостей. Посетители получают возможность посмотреть не только постоянные экспозиции, но и временные выставки. В эту ночь в городе также проходят специально организованные концерты, чтения, музыкальные и театральные спектакли, готовятся специальные экскурсионные туры. Как и в предыдущие годы, по восьми маршрутам между музеями будут ходить автобусы, а передвижение на них входит в стоимость билета (?12), дающего возможность посетить все музеи и выставки. //www.lange-nacht-der-museen.de
Выставка Карла Густава Каруса, до 20 сентября, Дрезден. Большая выставка, посвященная жизни и творчеству немецкого врача, философа, психолога и художника Карла Густава Каруса (1789–1869), открылась недавно в Дрездене. Он был профессором Саксонской медико-хирургической академии, лейб-медиком королевской семьи, занимался сравнительной анатомией и психологией, был избран президентом Германской академии естествоиспытателей, увлекался философией и живописью. Он был дружен с Гете, ученым-географом и путешественником А. Гумбольдтом, художником К. Д. Фридрихом.
Универсальность личности Карла Густава Каруса в полной мере отражается на дрезденской выставке, где будут представлены около двухсот его пейзажей, рисунков, анатомических гравюр, а также антропологическая коллекция Каруса, медицинские инструменты, книги. Кроме того, посетители смогут увидеть 50 полотен других художников, современников Каруса, в том числе Каспара Давида Фридриха, Иоганна Христиана Даля, Давида д'Анже, Эрнста Ритшеля. Выставка разбита на две части и проходит в Картинной галерее старых мастеров (в Semperbau) и в Кабинете гравюр (в Residenzschloss). Затем эта выставка переедет в Берлин. //www.skd-dresden.de
ГРЕЦИЯ
«Родченко и Попова: определение конструктивизма», до 20 сентября, Салоники. Эта выставка с огромным успехом прошла в феврале – мае в лондонской галерее Tate, собрав более 100 тыс. посетителей, в октябре она переедет в Мадрид, а сейчас ее можно увидеть в Музее современного искусства в Салониках. Посвящена выставка эволюции эстетики русского конструктивизма 1917–1929 годов: от абстрактной живописи к типографике, утилитарному искусству. Посетители увидят около 350 работ Любови Поповой (1889–1924) и Александра Родченко (1891–1956), который в 1920-х годах становится одним из лидеров «производственного искусства» – радикального крыла конструктивизма, представители которого пытались включить в искусство факторы времени и пространства, чтобы достичь «синтеза пластических искусств».
На выставке будут представлены картины, плакаты, фотографии, эскизы театральных декораций, книжные иллюстрации, костюмы. Посетители увидят работы Любови Поповой из серий «Живописная архитектоника» и «Пространственно-силовые конструкции», а также монохромные полотна Родченко с выставки «5x5=25» 1921 года, его фотографии и плакаты к фильмам. //www.greekstatemuseum.com
ДАНИЯ
«Маски: от Карпо до Пикассо», 7 августа – 1 ноября, Копенгаген. Эта выставка уже прошла в Париже (Музей д'Орсэ) и Дармштадте (Mathildenhohe), а в начале августа открывается вновь в копенгагенском музее «Новая глиптотека Карлсберга». Интерес к маске в искусстве конца XIX – начала ХХ века обычно связывают с кризисом реализма, поисками новых универсалий в изображении человека и с возникшим интересом к примитивному искусству, японской живописи. Обрядовые, театральные, карнавальные маски становятся популярными среди писателей, театральных режиссеров, скульпторов, художников. На копенгагенской выставке собраны картины, скульптуры и рисунки Джеймса Энсора, Эдварда Мунка, Феликса Валлотона, Арнольда Бёклина, Макса Клингера, Поля Гогена, Пабло Пикассо. //www.glyptoteket.dk
ИСПАНИЯ
Выставка Мориса де Вламинка, до 18 октября, Барселона. В барселонском выставочном центре CaixaForum недавно открылась выставка французского художника Мориса де Вламинка (1876–1958), жизнь и творчество которого являются воплощением успешной карьеры художника-самоучки. Вламинк обращается к живописи лишь в 1899 году, успев побывать до этого велогонщиком, музыкантом и журналистом. В 1905 году Вламинк принял участие в Осеннем салоне и Салоне независимых, а в 1907 году прошла его персональная выставка, принесшая художнику славу.
На барселонской выставке представлены работы раннего периода творчества 1900–1915 годов – периода поисков и обретения собственной манеры письма. Выставка имеет хронологическо-жанровую композицию, в которой ясно отражается эволюция живописи самого художника (импрессионизм – фовизм – кубизм – неоимпрессионизм) и влияние на него живописи ван Гога и Сезанна. Помимо картин Вламинка на выставке будет представлена коллекция скульптуры и керамики, собранная самим художником. //www.obrasocial.lacaixa.es
Выставка Кеса ван Донгена, до 27 сентября, Барселона. Посмотреть по-новому на творчество французского художника голландского происхождения Кеса ван Донгена (1877–1968) и его связь с творчеством Пабло Пикассо и Анри Матисса предлагают организаторы выставки в барселонском Музее Пикассо. В 1897 году ван Донген переезжает в Париж, живет на Монмартре и становится участником знаменитого Салона независимых, подрабатывая на первых порах рисунками в газетах. Позже он станет одним из самых ярких представителей экспрессионистского фовизма, чьи картины были броски, ярки и даже шокирующи, преисполнены «оргией света, тепла и цвета». На выставке будут представлены в основном женские портреты ван Донгена, ставшие его излюбленной темой, целой «поэмой чувственного мира», а также иллюстрации и графические работы, мало известные широкой публике. //www.bcn.cat
ИТАЛИЯ
Выставка ювелирных изделий Альберто Дзорци, 29 июля – 1 ноября, Флоренция. В Музее серебра в Palazzo Pitti скоро откроется персональная выставка современного ювелирного дизайнера Альберто Дзорци (род. в 1958 году), принадлежащего к падуанской школе ювелирных мастеров. Ранние работы Дзорци отличает геометрический дизайн – в основе его изделий лежат простейшие геометрические фигуры. Последние работы мастера отличаются тем, что он создает недорогие украшения из множества тонких пластинок, скрепляя их между собой в абстрактные формы. Самой знаменитой серией, выполненной в этом стиле, считается серия «Город»: ювелирные украшения напоминают вид города сверху, с очень большой высоты. На выставке будут представлены не только ювелирные украшения Альберто Дзорци 1973–2009 годов, но и его серебряные изделия, рисунки, чертежи. //www.uffizi.firenze.it
«Украденные поцелуи», до 2 ноября, Градара. Средневековая крепость Градара, полностью восстановленная в прошлом веке, расположена в 25 км от Римини и в 13 км от Пезаро. История города-крепости связана с именами Малатеста, Сфорца и делла Ровере – семейств, без которых невозможно представить историю Италии. Но главное, чем славится эта крепость, это, безусловно, трагическая история легендарной запретной любви Паоло и Франчески, убитых в этом замке мужем Франчески и братом Паоло – Джованни. В замке воссоздана обстановка этих событий, происшедших между 1285 и 1289 годами, в том числе и спальня Франчески, где развернулась кровавая драма. В «Божественной комедии» Данте увековечил память о них и их «любови, любить велящей любимым». На выставке «Украденные поцелуи» рассказано несколько всемирно известных историй любви, знакомых нам по литературе, а затем иллюстрированных в живописи XIX–XX веков. Это истории любви Паоло и Франчески, Ланселота и Джиневры, Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты. //www.bacirubatigradara.com
ФИНЛЯНДИЯ
«Сюрреалисты и дадаисты», до 22 сентября, Хельсинки. В художественном музее Дворца тенниса (Taidemuseo Tennispalatsi) работает выставка, посвященная истории двух авангардных течений ХХ века – сюрреализма и дадаизма – и их влиянии на современное искусство. Иллюстрировать эту историю будут шедевры из Музея Израиля (Иерусалим). На выставке представлены работы Ханса Арпа, Макса Эрнста, Франсиса Пикабиа, Мориса Дюшана, Рене Магритта, Ива Танги, Сальвадора Дали и других культовых художников, а также журналы и манифесты сюрреалистов и дадаистов, фотографии. В рамках акции «Ночь искусств» 21 августа с 11 утра до 9 вечера вход в музей и на выставку будет бесплатным. //www.hel.fi
ФРАНЦИЯ
«Матисс – Марке: переписка», 16 июля – 2 ноября, Бордо. Наверное, сама судьба сблизила двух художников парижской belle epoque – Анри Матисса (1869–1954) и Альбера Марке (1875–1947). Молодые провинциальные художники приехали покорять Париж, вместе учились в Школе изящных искусств у Гюстава Моро, вместе работали над декорацией Гран-Пале, когда нужны были деньги, вместе выставлялись в Салоне независимых и обрели славу. Затем судьба разводит их, но дружеская переписка и обсуждение проблем современной живописи остаются. Именно этому диалогу в письмах двух художников и посвящена выставка, которая совсем недавно открылась в Музее изящных искусств (Musee des Beaux-Arts) в городе Бордо, на родине Марке. Рассуждения художников о цвете, композиции, сюжетах, жанрах, современных течениях в живописи иллюстрируются, естественно, их работами – специально для этой выставки собрано более 60 картин и рисунков из музеев и частных фондов. //www.bordeaux.fr
ШВЕЙЦАРИЯ
Фестиваль песчаной скульптуры, 8-15 августа; до середины сентября, Роршах. 11-й международный фестиваль песчаных скульптур (Internationalen Sandskulpturen Festival) соберет 10 профессиональных команд скульпторов в городе Роршах на берегу Боденского озера, которые должны будут за неделю из 200 тонн песка создать двух-трехметровые произведения искусства. Жюри оценит работу скульпторов по четырем параметрам: техника исполнения, соответствие заданной теме, оригинальность воплощения и художественный эффект. Победители будут объявлены 15 августа и получат три премии и приз зрительских симпатий. Кстати, в течение этой недели можно будет не только наблюдать за созданием песчаных скульптур, но и самому создать свою скульптуру в специальной «любительской зоне». Песчаная выставка продлится до середины сентября, вход свободный. //www.sandskulpturen.ch
Нюта КУКУШКИНА.
|