Самый американский праздникНа прошлой неделе Соединенные Штаты отметили День благодарения. Это один из главных и наиболее популярных праздников страны, который, в отличие от большинства других, родился непосредственно на территории США. Его история является смесью реальности и легенд. 30/11/2007 Официальная версия истории праздника выглядит следующим образом. День Благодарения впервые был отпразднован в 1621 году английскими колонистами (пуританами), жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила мало хорошего. Тогда губернатор решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы из племени Вампаноаг, благодаря помощи которых колония выжила в первую голодную зиму. Пуритане-колонисты, привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл - они увидели в нем способ поблагодарить Всевышнего за милости и отметить конец сбора урожая. Впрочем, пуритане не считали День благодарения подлинно религиозным событием - он не был указан в Библии и, кроме того, на нем присутствовали язычники.
День благодарения стал общенациональным праздником США в 1789 году, а официальный статус приобрел в 1863 году (тогда в США шла Гражданская война и новый праздник был призван повысить моральный дух общества). Этот праздник, как и многие другие, оброс мифами и легендами. В частности, Плимутская колония была далеко не первой колонией европейцев на территории нынешних США. В 1526 году испанцы попытались создать поселение на территории нынешнего штата Южная Каролина, но из-за конфликта с индейцами были вынуждены оставить эту идею. В 1564 году во Флориде на короткое время поселились французы (колонию уничтожили испанцы). В период между 1565-1568 годами испанцы создали несколько фортов в современных Южной и Северной Каролине. Следовательно, первыми американцами (в современном понимании этого термина) были люди, говорившие на испанском, а не на английском.
Недавно было доказано, что День благодарения имеет несколько более давнюю историю, причем связан не с англо-, а испаноязычными американцами. В 1598 году, то есть за 23 года до канонического праздника, его отметили в местечке Сан-Элизарио, которое находится на территории современного Техаса. Инициатором праздника стал некий Хуан де Онате, который перевел группу переселенцев с территории современной Мексики через пустыню. Празднование удачного окончания 500-километрового перехода, и стало поводом для благодарности Всевышнему.
В 1963 году был официально признан и другой предшественник Дня благодарения. За два года до Плимутской колонии День благодарения отметили британские переселенцы, обосновавшиеся в Вирджинии. Они праздновали благополучное пересечение Атлантического океана - причем этот день вирджинцы отмечали и десятилетия спустя после переселения в Америку - такое условие поставила английская компания, отправившая их в Новый Свет. Впрочем, ни испанцы, ни вирджинцы индейцев на свое торжество не приглашали.
Ныне многие историки подчеркивают, что День благодарения, скорее всего, раньше всех праздновали американские индейцы, в связи с окончанием сельскохозяйственного сезона (до прибытия европейцев большинство индейских племен вели оседлый образ жизни и активно занимались сельским хозяйством).
Традиционная индейка, которая должна присутствовать на праздничном столе в современных США, тоже не более чем легенда. Об этом, например, пишет историк Джеймс МакВильямс, автор книги «Революция питания». В документах Плимутской колонии (точнее, в записях, которыми заполнен ежедневник губернатора) содержатся довольно точные указания о рационе поселенцев. Они ели кукурузу, яблоки, груши, тыкву, картофель и даже клубнику. Единственным мясным блюдом на празднике была оленина (индейцы принесли в подарок четыре оленьи туши). Об индейке архивы умалчивают, археологические раскопки также не обнаружили индюшачьих костей на месте предположительного проведения праздника (кстати, праздник продолжался четыре дня, а не один - как сегодня). Вилок у пилигримов не было, и со снедью управлялись с помощью рук и ложек (ныне праздничные столы в американских домах сервируют и украшают особо тщательно). Индейка вошла в традицию лишь в середине XIX века, прежде всего потому, что этих птиц стали активно разводить в США, и мясо индюшки стало наиболее доступным, в том числе, и для бедных. Здесь важен еще один момент: все блюда, подававшиеся на легендарном Дне благодарения, были традиционно индейскими, а не европейцами.
Историк Рик Шенкман отмечает, что в США считается, будто пилигримы в Плимутской колонии жили в бревенчатых домах, напоминающих русские избы. Однако и это - не более чем миф. Пуритане строили дома из досок, а срубы в Америке появились лишь в конце XVIII века, эту технологию завезли германские и шведские иммигранты.
На традиционных парадах и театральных представлениях, проходящих в День благодарения, актеры, изображающие пуритан, традиционно носят черные шляпы, башмаки с пряжками и чулки. Историк Джеймс Бэйкер, который в середине 80-х годов опубликовал серию статей об одежде первых американцев, утверждает, что эта легенда сформировалась лишь в XIX веке - тогда в США началась мода на старину. Платья пилигримов отличалась простой, одевались они – кто во что горазд. Одежда в ту пору была весьма дорогой, и о соблюдении единого стиля говорить не приходилось. Черные и темные цвета носили исключительно по воскресеньям, во время религиозных служб.
Историк Джереми Бэнгс отмечает, что пилигримы, впервые отпраздновавшие День благодарения, не дали празднику этого названия - оно появилось позднее, причем сложно сказать, когда именно. Скорее всего, День благодарения отмечали не в конце ноября (в США уже холодно, и долго веселиться на открытом воздухе весьма некомфортно), а в сентябре или начале октября.
Участников первого Дня благодарения часто называют пилигримами и пуританами. Однако, это две разные группы. Пилигримы - это легендарная группа первых британских поселенцев, прибывших на знаменитом паруснике «Майский Цветок» (Mayflower) - они поселились в районе Плимута (и впервые отпраздновали День благодарения). Стоит добавить, что представителей гонимых в Англии протестантов на Mayflower было меньшинство - лишь 35 из 102 переселенцев, часть из которых скрывалась от правосудия. Пуритане же прибыли в Америку десятилетие спустя и осели под Бостоном. Пилигримы большей частью переехали в Новый Свет в поисках лучшей жизни и для обогащения. Пуритане, преследуемые в Англии, искали религиозной свободы.
Основоположники Дня благодарения были, мягко говоря, не вполне благородными людьми. Плимутскую колонию основали на месте, где до этого стояла индейская деревня. Ее обитатели вымерли за год-два до этого в результате болезни, как предполагают, занесенной европейскими моряками, ранее высаживавшимися в этих местах. Религиозные поселенцы называли эпидемию «чудом» и «промыслом Божьим». В результате, густонаселенный район превратился в страну мертвых. Именно поэтому вождь ослабевшего племени Вампаноаг подружился с поселенцами - он рассчитывал приобрести союзников, которые бы помогли ему противостоять натиску менее пострадавших от болезней соседей.
Из-за подобных военно-политических соображений индейцы, судя по всему, некоторое время не обращали внимания на действия европейцев, которые должны были вызывать у них возмущение. Так, белые поселенцы систематически обшаривали опустевшие индейские деревни в поисках пищи (кукурузы и фасоли), поскольку их собственные запасы были на грани истощения. В ряде случаев они просто угрожали индейцам и отнимали пищу силой. Европейцы дошли даже до разорения могил индейцев, из которых изымали наиболее красивые вещи. Американский историк Джеймс Левен, автор книги «Ложь, которой обучал меня учитель», иронически замечает: «Переселенцы благодарили Господа за его милости, но никто из них ни разу не выразил благодарность ограбленным индейцам».
Впоследствии Вампаноаг и колонисты вместе напали на вражескую деревню, причем европейцы проявили такую жестокость при обращении с пленными (сжигали стариков, женщин и детей в домах), что их союзники впоследствии не рисковали просить у них помощи. Сами индейцы тотальных методов войны не практиковали - пленных обычно инкорпорировали в свое племя, иногда в качестве рабов, но чаще - как соплеменников более низкого статуса.
А через несколько лет после легендарного праздника лидер колонистов отрубил голову вождю племени Вампаноаг.
|