Будды живут среди насПересекая почти всю страну с запада на восток, я ехал с Малабарского побережья Аравийского моря, в сторону Бенгальского залива. В местечко под названием Амаравати, куда, в то же самое время, стекались еще десятки тысяч людей с различных континентов. Второй раз за последние почти 2.600 лет Будда собирался посетить небольшой городок, находящийся на территории современного индийского штата Андхра Прадеш. 20/7/2007 Вместе с буддистскими монахами из монастыря Дрепунг, с которыми три года назад путешествуя по Карнатаке мне повезло познакомиться, я ехал в индийский городок Амаравати, чтобы лицезреть живое воплощение Будды Милосердия и присутствовать при его откровениях буддистского учения Калачакры.
Пословица «в тесноте, да не в обиде» - лучшая характеристика для индийских поездов. Люди терпеливо теснятся, сидя по семь-восемь человек на полках, располагаются под, и между ними, в проходах, тамбурах и даже в туалетах. «Чай, дал, чапати» - торговец, продающий свой немудреный товар - чай и чечевичную похлебку с пресной лепешкой, - передвигается по телам, ногам и головам спящих на полу пассажиров. Три часа ночи. Ни желтая горячая каша, капающая на спящих, ни духота в вагоне, ни «аромат», исходящий от обуви, любовно уложенной на решетки, защищающие мощные канальные вентиляторы, - не вызывает раздражение у аборигенов. Терпелив индийский народ.
Конечная остановка поезда в городе Гунтуре. Люди вытекают из вагона на перрон, вместе с ними и я, разминая затекшие ноги и вдыхая порцию жаркого и почти свежего привокзального воздуха. Волонтеры от оргкомитета Калачакры вежливо направляют прибывших паломников в сторону рейсовых автобусов, идущих в Амаравати.
Здесь же толпятся рикши - водители индийских трехколесных мототакси марки Bajaj, завлекая пилигримов жестами, красноречиво обещающими: «Эх, прокачу!». Многие новоприбывшие, особенно иностранцы, соглашаются на предложения индийских собратьев Козлевича - колесо времени начинает свое вращение.
На берегу Кришны
Амаравати - место, где по легенде. Будда Шакьямуни передал тантрические знания Калачакры, правителю страны Шамбала и 26 его приближенным.
В наши дни Далай Лама XIV, который, как верят тибетские буддисты, является перерождением Будды Авалокитешвары, собирает внушительные аудитории последователей. В этот раз все эти последователи из 48 стран мира, среди которых оказался и я, съехались на берег реки Кришна, для получения Океана Мудрости и своими глазами увидеть живое воплощение Будды.
Палаточный городок паломников был разбит в рекордные сроки. В Амаравати приехали из Тибета, Непала, тибетские беженцы, получившие пристанище на индийской земле, китайцы из КНР и Тайваня, индийцы - все они разместились отдельными поселениями.
Организация мероприятия заслуживает самых высоких похвал. Участников регистрировали и выдавали идентификационные карточки, обустроили концертные площадки, рынки, пункты общественного питания и - общественные туалеты, столь нечастые в Индии. 100 тыс. паломников - это вам не шутки!
Вечерами, когда становилось немного прохладнее, паломники приходили к огромной древней кирпичной ступе, построенной в честь Калачакры, учения, некогда данного на этом месте Буддой Шакьямуни. Они зажигали тысячи свечей и совершали кору - ритуальный обход вокруг святыни в полном молчании, в память о великом Учителе.
Будды выше богов
Учения начинались ранним утром, поэтому все мы вставали еще затемно, занимая очередь на слушания. Иностранцы для проверки службой безопасности проходили в одну очередь, местные шли через другие входы. Секторы для размещения тоже были разделены по принципу: местный - иностранец. Мы сидели слева от подиума, на котором возвышался трон буддистского монаха Тензина Гьяцо, Его Святейшества Далай Ламы XIV, Океана Мудрости и Нобелевского лауреата премии 1989 года - духовного и светского правителя Тибета, правда, в изгнании. Сами тибетцы чаще называют его много проще - кундун, то есть «присутствие». С 1970 года кундун, или Будда публично передает всем желающим посвящение в Калачакру.
Не нужно было владеть тибетским языком, чтобы понять, о чем говорил улыбающийся, остроумный и бодрый 71-летний Будда. О мире и взаимопонимании, ненасилии и гибкости в решении человеческих проблем, то есть о любви друг к другу.
Речь Далай Ламы сопровождалась синхронным переводом на несколько языков, включая и русский. Послушать ее можно было через заранее приобретенный УКВ-приемник, настроив его на необходимую волну.
По тибетским буддистским представлениям, круговорот времени включает внутреннюю, внешнюю и изменяющуюся сферы. Если познать изменяющуюся - то можно освободиться от власти и влияния двух первых. Далай Лама, правда, уточняет, что «познать это могут только посвященные». Впрочем, он считает, что любой смертный получит огромную пользу от присутствия на учениях.
Учение Калачакра проводится с целью улучшения кармы, укрепления духовности людей во всем мире. В 2424 году ожидается последняя, великая битва светлых и темных сил, после чего на земле снова воцарится золотой век Шамбалы. Правда, в случае победы сил светлых. В это искренне верят буддисты, стараясь улучшать общемировую карму.
Воплощение Бога на земле
После присутствия на учениях Калачакры, я отправился на юг штата Андхра Прадеш, где в местечке Путтапарти живет и творит чудеса Саи Баба - воплощение Бога в человеческом облике.
По дороге в ашрам «Прашанти Нилаям», что в переводе звучит как «Обитель наивысшего покоя», я общался с местными жителями. Одни называли Саи Бабу фокусником и шарлатаном. Другие, потерявшие веру в официальную медицину, направляются к святому с надеждой излечиться от рака и слепоты - они утверждают, что Сатья Саи Баба может воскрешать даже мертвых. Третьи, и таких большинство, осторожничают: покачивая головой из стороны в сторону, только слушают других, приговаривая «ача-ача».
Этот жест в Индии очень популярен, вероятно, потому, что он не значит совершенно ничего. Просто «ача-ача» - и все. Индийцы не любят категоричности в суждениях. Но, даже если отмести реальность многочисленных историй о материализации из воздуха священного пепла вибхути, золотых часов и колец, чтении мыслей и исцелении парализованных, - то чем же, как не чудом можно назвать то, что бедный деревенский мальчик буквально из воздуха выстроил город?
В 1940 году 14-летний подросток по имени Сатья Нараяна Раджу вдруг заявил, что он - преемник и перерождение Ширди Саи Бабы, святого, покинувшего этот мир 22 года назад. Прослышав об этом и преодолев нелегкий путь в 1.500 км, в Путтапарти приехало несколько жителей селения Ширди, лично знавших предыдущего Саи Бабу еще при жизни. Ехали с одной целью - разоблачить маленького обманщика и самозванца. Но когда при встрече юноша назвал каждого незнакомца по имени, да еще и напомнил им некоторые подробности из их личной жизни, прибывшие пали пред ним ниц - предсказание сбылось - святой снова появился на земле, только в другом облике.
За 67 лет своего подвижничества Саи Баба «материализовал» в Путтапарти: супергоспиталь на 300 мест, где каждый может совершенно бесплатно получить самую сложную медицинскую помощь, аэропорт, планетарий, стадион, институт, музыкальный колледж, начальную, среднюю и высшие школы. Бедная, никому не известная индийская деревушка превратилась в цветущий город. Число преданных Учителю насчитывает миллионы, а центры последователей Саи Бабы существуют более чем в 150 странах мира! В списке знаменитостей, посетивших Путтапарти - Далай Лама XIV и Стивен Сигал, Джордж Харрисон и Святослав Рерих, Мстислав Ростропович и Борис Гребенщиков.
Приехав в ашрам «Прашанти Нилаям» я сначала зашел в офис регистрации, затем в офис расселения, откуда меня направили в шеде (общежитие), день проживания в котором обходится в 20 рупий. Не намного дороже питание в ресторанах при ашраме.
Многие жители постсоветского пространства нашли для себя в Путтапарти свершение мечты о стране победившего коммунизма. Сюда едут целыми семьями, бабушки прогуливаются с внучатами в колясочках, молодежь в белых и оранжевых пенджаби и шальвар-камизах общается у статуи слоноголового Ганапати, самом популярном среди соотечественников месте встреч.
Кто-то познает себя и мир у дерева медитаций, а многие сразу же направляются к дереву исполнения желаний, расположенного на холме. Поднялся туда и я. Желания загадывать не стал, зато полюбовался волшебным видом на окрестности. Говорят, в детстве, святой часто развлекался, материализуя на ветвях дерева немудреные детские ценности, заказанные друзьями - сладости, ручки и тетради.
Святой Сатья Саи Баба предсказал, что покинет свое земное тело в 2021 году, родившись заново через 8 лет в городе Майсур на юге Индии. И даже материализовал фотографию своей третей инкарнации. Приемник его, по имени Прем Саи Баба очень будет похож на иконописные изображения Иисуса Христа.
Иногда Бхагаван Шри Сатья Саи Баба на даршан появляется перед людьми и общается с ними. В этот раз он проповедовал, что «его цель, помочь человеку осознать, что Бог находится в каждом. Люди должны уважать, любить, и помогать друг другу независимо от цвета кожи или вероисповедания». Слушатели, сидящие в зале, с благоговением внимали ему.
Мне показалось, что святой цитирует Далай Ламу. Но, скорее всего, именно об этом говорил в Амаравати один мудрый человек, сумевший стать Буддой, просветленным, больше чем 2500 тыс. лет назад. Юрий БОЛОТОВ.
|