Композитор ароматовЛегенда гласит, что знаменитые Chanel №5 родились благодаря случаю и... ошибке парфюмера. Однажды Габриэль Шанель, более известная как Коко, заказала парфюмеру Эрнесту Бо аромат, которому предстояло стать визитной карточкой очередной коллекции одежды от знаменитой мадемуазель. Как пишет «Обучение за рубежом», задачу Шанель сформулировала весьма лаконично: «В них должен быть характер». 7/7/2006 Через некоторое время Бо приехал к Шанель и выставил перед ней десять флаконов с пробными композициями, пронумерованными от 1 до 5 и от 20 до 24. Коко сказала: «Я показываю свою коллекцию 5 мая. Возьмем и пузырек с цифрой 5, надеюсь, этот номер принесет духам счастье». Шанель не обманулась в ожиданиях. Правда, специалисты утверждают, что великий Бо ошибся и взял для духов более концентрированный раствор альдегида, нежели требовалось, потому Chanel №5 поначалу шокировали модниц непривычным, несколько резковатым ароматом. Однако кого это сейчас волнует. Chanel №5 давно стали символом успеха, символом победы, которую одержал над стереотипами парфюмер Эрнест Бо.
Если одежда говорит о социальном статусе, то аромат - о сущности человека. Аромат - это одежда для души. Сегодня поговорим о тех, кто «шьет» для нас эту одежду - о парфюмерах. Парфюмерам прошлых столетий было куда проще, нежели их современным собратьям по цеху. Судите сами: директор банка позапрошлого века был директором банка с утра до ночи: сюртук, цилиндр, золотое пенсне, палисандровая трость и... соответствующий солидному имиджу строгий аромат. Современный человек меняется несколько раз за день. Тот же бизнесмен может утром носиться с ракеткой по корту, затем отправиться на переговоры, а вечером - на свидание. И везде он должен быть разным, но самим собой.
Вот и бьются парфюмеры над решением непростых задач: какому темпераменту, какому типу внешности, какому времени суток аромат должен соответствовать. Но и это еще не все...
По причине многообразия современных парфюмерных ароматов перед специалистами встает вопрос об их стойкости. Стойкость определяется характером запаха и зависит от соотношения легко- и труднолетучих душистых веществ, от скорости, с которой они испаряются.
Всякий аромат состоит из нескольких так называемых «нот», то есть групп определенных запахов. Начальная «нота» определяется легколетучими веществами, исчезающими в первые минуты контакта с кожей. Обычно это свежие цитрусовые запахи. Следующая «нота» задает характер композиции, она сохраняется часами. Обычно это цветочные и фруктовые запахи. Конечная «нота» представлена веществами, которые испаряются медленно. Это древесные, смолистые, мускусные, амбровые запахи, которые способны сохраняться несколько дней. Грамотно сбалансированный аромат можно сравнить с шаром, в котором все эти «ноты» звучат и переливаются ровно и «кругло».
Стоит ли говорить, что для создания композиции парфюмер должен знать не только все ароматы, которые составляют ту или иную «ноту», но и четко представлять, как эти запахи взаимодействуют друг с другом.
Здесь не обойтись без божьего дара - острого нюха. Максимум, на что способен среднестатистический нос, - это позволить своему обладателю сделать карьеру технолога на парфюмерной фабрике. Подобный специалист в состоянии запомнить лишь несколько десятков запахов, потому контролирует производство парфюмерии, но сам ароматы не составляет.
Чтобы самостоятельно создавать композиции, парфюмеру необходимо обладать во много раз более тонким обонянием. Профессиональный парфюмер, по- другому - «композитор ароматов», по памяти обязан различать 250 натуральных и 1.500 синтетических запахов. Но это, что называется, только азбука, азы, на основе которых профессионал идентифицирует гораздо больше ароматов и всевозможных композиций
На сегодня в арсенале парфюмеров находится около четырех сотен продуктов природного происхождения и четырех тысяч синтетических душистых веществ. При этом следует отметить, что поиски новых ароматов не прекращаются ни на один день: не так давно было открыто тропическое растение, которое цветет всего три дня и каждый день меняет свой запах. Ведутся активные работы и по созданию все новых и новых искусственных заменителей мускуса и амбры - веществ, прежде получаемых от животных, промысел которых теперь запрещен. Без мускуса и амбры парфюмерия существовать не может, поскольку они имитируют эротический аромат человека, а главное - позволяют парфюмерному аромату слиться с запахом кожи.
Но знать запахи - это далеко не все, что необходимо парфюмеру в работе. Надо уметь фантазировать, творить. Ведь создание аромата близко к написанию музыки. Недаром Скрябин пытался сочинить «Ароматическую симфонию» - провести аналогии между звуками и запахами.
Конечно, в современной парфюмерии не обходится без шаблонов. Зачем творить, если можно копировать и конструировать из уже имеющегося. Многие фирмы пытаются программировать свой успех, используя «ноты», уже ставшие популярными. Это маркетинговые ходы, не имеющие с творчеством ничего общего. В погоне за прибылью иногда вообще забывают об аромате, который создается на скорую руку, в последнюю очередь, зачастую под цвет флакона.
Но мы-то с вами говорим о настоящих композиторах ароматов, тех, кто, как их великий предшественник Бо, готовы отказываться от стереотипов, не нарушая при этом традиций...
При составлении аромата очень важно учитывать вещества, входящие в композицию в минорных, то есть в очень маленьких количествах. Они определяют характерные, неповторимые особенности запаха. Обычно парфюмер «дорабатывает» аромат носом - самым тонким инструментом, с помощью которого определяются пропорции входящих в композицию веществ. Сделать это могут лишь специалисты высочайшего класса, которых в мире насчитывается чуть больше четырех сотен. Примерно половина из них работает во Франции.
Как всякие высококлассные специалисты, парфюмеры подобного уровня ценятся очень высоко. Конкурирующие компании пристально следят за их творчеством и не упускают возможности переманить мастера. Впрочем, сфера деятельности маститых парфюмеров не ограничена выполнением заказов фирм и модельных домов. Многие монархи, политики, предприниматели, звезды кино и шоу-бизнеса не желают пользоваться пусть и очень дорогой, но все же массовой продукцией парфюмерных компаний: им нужен свой индивидуальный аромат.
Заработок парфюмера - изготовителя эксклюзивных ароматов зависит от спроса на его продукцию и личного везения. Минимальная цена сделанного на заказ аромата не ниже €1 тыс.
Что же касается профессионалов, работающих на модельные дома или парфюмерные компании, то их доход составляет не менее €3 тыс. в месяц. Так что есть резон попытаться стать новой звездой элитной косметики и парфюмерии.
К сожалению, сделать это непросто, поскольку готовят парфюмеров в единственном высшем учебном заведении, которое находится во Франции, в Версале. Существует оно с 1970 года и именуется Международным институтом парфюмерии, косметики и ароматных веществ (ISIPCA). Попасть туда практически невозможно. Ежегодно на курс набирают несколько групп по 18 человек, и лишь трое из общего числа поступивших могут быть иностранцами.
Но не торопитесь отчаиваться. Недавно при Международном институте парфюмерии, косметики и ароматных веществ открыли Международный отдел Академии парфюмерного искусства. Обучение стоит €12 тыс. плюс €100 - вступительный взнос. В эту сумму не входят ни проживание, ни питание, ни страховка, ни дорожные расходы. В академию принимают людей вне зависимости от возраста, с высшим химическим образованием.
Примерно 80% занятий посвящено лабораторной работе. Вас научат создавать ароматные аккорды и сами духи, вы будете знать 350 синтетических и натуральных веществ, используемых при создании духов. Преподаватели расскажут об основных домах, создающих ароматы, научат разбираться в рынке духов, прочтут курс о классификации запахов. Помимо занятий и лекций предусмотрены конференции, встречи с известными создателями духов.
В мае студенты обязательно ездят на неделю в Грас, чтобы своими глазами увидеть, где производят ингредиенты для духов. Занятия проходят пять раз в неделю по шесть часов. Лекции читают по-английски. Группы - не более 16 человек. Курс рассчитан на девять месяцев (с октября по май). На Рождество студентов отпускают на каникулы.
Единственный, пожалуй, минус данного обучения - никакой помощи в трудоустройстве администрация Академии парфюмерного искусства выпускникам не оказывает, вполне справедливо полагая, что парфюмеры, обладающие столь редким даром, как тонкое обоняние, в жизни не потеряются. Михаил ПЕТУХОВ.
|