Люблю повеселиться, особенно – поесть!Еврейская мама любит наваливать еду на тарелки, скорее напоминающие большие блюда, и чуть отступив назад, любоваться, как хорошо ее дети работают челюстями. Оставлять недоеденную пищу означает оскорблять голодающих детей из стран третьего мира, так что такое поведение подвергается громогласному осуждению. Пищу надо уважать! – гласит одна из многочисленных еврейских мудростей. О том, как уважают пищу в Израиле, и будет наш сказ. 9/3/2005 Гостевой рацион
Когда вы прибываете на Землю обетованную, то первое, что вас покоряет – это многочисленные святыни, причем абсолютно разных религий. Второе, что обычно привлекает – это израильские источники, обеспечивающие настоящий туристический рай: Мертвое море, Средиземное, Красное... А третье – своеобразная восточная кухня. Хотя тут у каждого по-своему: для многих это третье стоит на самом первом месте.
Израильтяне давно поняли, что путь к сердцу человека любой национальности, цвета кожи и места проживания лежит через желудок. Поэтому и кормят в Израиле дорогих гостей на славу. Например, здесь никогда не стоит заказывать салат на полный желудок. Блюдо, которое вам подадут, вызовет ассоциацию с рогом изобилия. Там будут все овощи, существующие в природе: капуста, морковь, сладкая кукуруза, красный перец, лук, а также орехи, сыр, оливки, яйца, майонез, и все это будет украшено петрушкой и полито оливковым маслом. К салату обязательно полагается свежий хлеб с маслом, а иногда еще и дымящийся печеный картофель. Увидев это блюдо в первый раз, гость обычно растерянно произносит: «Что это такое? Я рассчитывал на несколько листочков зелени...»
В израильских домах происходит нечто подобное. Здесь всегда найдешь что пожевать и погрызть. Эту еду обычно называют «гостевой рацион». Нет ни одной израильской кладовки, где бы ни было припасено жареных подсолнечных семечек, миндаля, сушеных бананов, инжира, папайи, соленых рогаликов, крендельков, свежих фиников, картофельных чипсов и пр.
Когда на пороге появляется неожиданный гость, на столе появляются все эти восхитительные средства занять челюсти плюс по меньшей мере три вида соков, кувшины с ледяной водой с лимоном и листьями мяты, а также ваза с фруктами по сезону: персиками, арбузом, дыней, белым и красным виноградом, абрикосами, манго. Как только со всем этим будет покончено, хозяева объявят гостям, что ужин готов, чему все сидящие за столом бурно обрадуются: наконец-то они немного подкрепятся.
И все бы прекрасно, но когда израильтяне даже на непродолжительное время выезжают за рубеж, они очень скучают по привычной пище, которую нигде, кроме Израиля, не найти: это хумус и тхина (молотые кунжутные семечки с оливковым маслом, петрушкой и солью); затем есть еще Cafe-Ellite, старомодная марка растворимого кофе, презираемого кофейными снобами и обожаемого израильтянами; за ним идет бамба – желтого цвета жвачка из арахисового масла и кукурузы, ее любят жевать младенцы, когда у них режутся зубы; ну и, наконец, целый набор таких хрустящих вещей, как жареные подсолнечные семечки, орехи и пр.
Национальное достояние
Несомненно, каждому прибывшему в Израиль рано или поздно захочется попробовать национальное блюдо. Но здесь есть проблема, которая давно встала перед молодым государством: что объявить национальным блюдом. На протяжении столетий еврейская диаспора по всему миру выдавала бесчисленные рецепты, но все их можно отнести на счет других народов. Зато каждый раз, когда в Израиль прибывала очередная группа иммигрантов, приносившая свою собственную кухню, начиналась «битва блюд», дававшая зачастую восхитительные гастрономические результаты.
Некоторое время казалось, что место национального блюда могло занять такое типично еврейское кушанье, как чолнт. Принятое всеми евреями поголовно (в Северной Африке так же, как и в Восточной Европе), оно представляет собой ароматное рагу из мяса и фасоли, которому дают хорошенько попреть в пятницу, а едят оное в субботу. Но, видимо, оттого что вместе со своим ароматом это блюдо донесло до берегов Израиля определенный привкус страданий еврейской диаспоры, оно уступило ведущее место обильному и молодому кушанью фалафель, практичному и соответствующему стилю жизни современного Израиля.
Фалафель – это целое искусство, это то яство, которое, несомненно, попробует каждый турист, причем попробовать его можно и в ресторане, и на улице. По происхождению это блюдо арабское, но фактически ни один народ не может заявить на него права. Египтяне, например, разминали фасоль, делали из нее шарики, добавляли специи, после чего хорошенько прожаривали шарики в кипящем растительном масле.
На территории, которую теперь занимает Израиль, местные арабы делали то же самое с горохом. Затем горячие и ароматные шарики фалафели вставлялись в особые арабские хлебные лепешки-конверты, туда же клали гороховую пасту, салаты и специи. То, что получалось, было вкусно, питательно и недорого. Израильтяне немедленно переняли этот опыт. А кто, будучи в здравом уме, этого бы не сделал? Даже во времена арабо-израильских столкновений фалафель охотно жуют по обе стороны границы, после чего на довольных лицах противоборствующих остаются пятна гороховой пасты. Конечно, многие израильтяне все еще готовят к субботе чолнт, но по будням все равно побеждает фалафель.
Продолжение следует.
Наталия ГАБРИЛЬЧУК.
|