Как сберечь фигуру в ИзраилеРусскоязычные евреи в Израиле не едят. И не питаются. Они - кушают. Именно так, с уважением к процессу и его составляющим, происходит потребление пищи. И в самом деле, едят - еду, питаются - питанием. А кушают - кушанья. Со всеми необходимыми, а равно и присущими им расколбасами и атрибутами. 11/3/2004
|
Фото УНИАН
|
Вообще, кухня ашкеназов (европейских евреев) подарила миру множество блюд, которые стали неотъемлемыми атрибутами интернационального праздничного стола, например форшмак и гефильте-фиш (сиречь - рыба фаршированная).
Едят в Израиле много, охотно и часто. Порции рассчитаны на стремительно взрослеющего гиппопотама с повышенной двигательной активностью. Помню, когда я впервые увидела молоденькую субтильного сложения военнослужащую, с аппетитом поглощавшую сэндвич длиной в полметра и толщиной сантиметров в 25 (половина французской булки, внутри - ветчина, ломтики помидоров, огурцов, обмазанный бобовой пастой - хумусом - мякиш), мне подумалось, что бедняжка не ела в своей армии недели две. Уже потом, по прошествии месяцев, я поняла, что девушка просто перекусывала между обедом и ужином.
При всем при этом по настоящему толстых людей в Израиле, в сравнении с Европой или США, не так-то уж и много. Все объясняется просто - жаркий климат заставляет организм работать активнее, усиливаются обменные процессы. И то количество пищи, которое в какой-нибудь Вестфалии или Кентукки вызывает ожирение и одышку, в их Палестинах всего-то лишь поддерживает нормальное функционирование драгоценного организма.
Кстати, новые репатрианты и иностранные рабочие, попадая на Землю обетованную, зачастую не могут понять, почему местные жители стараются обходить их стороной и при этом брезгливо морщат носы. А причина та же - организм акклиматизируется, «разгоняется» обмен веществ, сквозь кожные поры с потом начинают усиленно выделяться продукты распада с сопутствующим запахом отнюдь не пятого нумера «Шанели».
Возвращаясь к проблемам лишнего веса, надо отметить, что по большей части наличие чрезмерных телес - удел малообеспеченных, которых мало интнресует здоровое питание и диеты. Ибо любая диета предполагает не только лишь желание на нее воссесть, но и предварительные консультации со специалистами-диетологами, разработку индивидуального рациона, закупку и должное приготовление соответствующих продуктов. А посещение фитнес-центров? Сие чревато тратами. А так - макароны, кока-кола, гамбургеры из фаст-фуда. Результат - «эти фабрики экономят на тканях, и я должна покупать одежду на размер больше, чем в прошлом году!»
Вернемся к еде. Одежду можно поменять, загар приобрести, брови выщипать. Куда сложнее дело с пищевыми пристрастиями. Если 40 лет до этого изо дня в день вы питались борщом с салом и чесноком, запивая этот кулинарно-эстетический набор водкой (дабы не превращать великолепную пищу в винегрет, залитый кипятком), - вряд ли на 41-м году вы вдруг решитесь поменять приоритеты и перейти на быстрорастворимые супы-пюре из пакетов. Уж если вареники полвека составляли неотъемлемую часть вашего рациона - никаким чизбургерам их не заменить. То же касается и процента жирности потребляемой сметаны, выпиваемого молока и поедаемого сыра, качества и наполнения выпечки etс.
Поскольку местная пищевкусовая промышленность оказалась не готовой к тому, что русские (иммигранты и гастарбайтеры из бывшего СССР) остаются консерваторами в своих пищевых пристрастиях, не ринувшись изготавливать борщ в кубиках и вареники в вакуумной упаковке, - спасение голодающих было взято в крепкие руки самих голодающих. По всему Израилю стремительно начали возникать и уже никуда не деваться так называемые русские магазины - оплоты некошерности и свиноедения. Говорят, что благодаря возникновению русской сети гастрономчиков некоторые киббуцы, производящие молокопродукты, наконец-то стали если не доходными, то окупаемыми производствами, наверное, впервые со дня основания государства Израиль.
С увеличением количества новых репатриантов появились и русские супермаркеты, где кроме традиционных продуктов можно приобрести икру, крабо- и ракообразных и тому подобные некошерные, но однако же вкусные продукты.
В то же время пищевая русификация Израиля практически не коснулась фаст-фудов. Вареники с мясом или даже чебурек отыскать в придорожных забегаловках весьма затруднительно. Этот сегмент рынка плотно заполонили выходцы из Марокко и других арабских стран. Для таких маленьких кафе даже существует обобщающее название «фалафельные» от весьма любопытного на вкус и способ приготовления продукта, не встречающегося в Украине, фалафеля. Это своеобразные фрикадельки из молотых бобов или, скорее, бобовые пончики. Их не варят в кипятке, а обжаривают во фритюре. После чего помещают в питу и поедают с тушеными баклажанами, луком, петрушкой и соленостями.
Покупки в израильских супермаркетах могут быть чреваты разочарованиями в качестве приобретенных продуктов. При этом не перестаешь удивляться еврейской смекалке. Например, приобретая замороженные стейки, где-то процентов 15-20 денег вы заплатите за воду, в изобилии проступающую из мяса по мере его размораживания. В связи со все тою же кошерностью и неизбывной любовию русских к свинине неплохой бизнес наладили и арабы-христиане. Они продают алкающим свежезабитых свиней. Обычно три-четыре русских семейства договариваются между собой о делении убиенного свинтуса, продавец прямо на месте разделывает тушу и - знай жми на газ, чтобы поскорее добраться до дому и поместить свинские части в морозильную камеру. Ибо - жара.
Впрочем, поедание свинины в Израиле - это, скорее, часть некоего репатриантского ритуала скорби по утраченным березкам и прочей рязани-житомиру, нежели сознательное нарушение установленных пищевых табу или же насущная потребность организма. Гораздо популярнее и усвояемее птичье мясо, в основном курятина и индюшатина.
Отдельная тема - выпечка и сладости. В каждом квартале есть минимум одна пекарня, которая прямо с пылу с жару предлагает всевозможнейшие сдобы и слоености. Нюанс - с творогом или со всякими повидлами. Опять-таки это связано с кашрутом. Совмещение мясного и молочного не допускается, посему хочешь отведать шуармы с бараниной, индюшатиной или говядиной - заставь дойти себя до ближайшей фалафельной. Если сможешь пройти мимо умопомрачительных запахов свежей выпечки. Булочки продаются на вес. Можно взять их с собой, но лучше заказать стакан кофе с молоком и потребить за столиком, выставленном рядом с прилавком. Вкус выпечки соответствует аромату, волнами накатываемом на вас при каждом извлечении из печи новой порции булочек. А цены - вполне приемлемые.
Кроме того, в Израиле необычайно популярны кондитерские изделия на основе меда и орехов. Это уже из арабской кухни, но тоже вкусно - и пальчики оближешь, и локти обглодаешь, если не купишь и не попробуешь. В последнее время некоторые пекарни включили в ассортимент рулеты и булочки с маком - влияние русской иммиграции и потакание ее вкусам. Но и коренные израильтяне оценили новинку. Кстати, в пекарнях к прилавку всегда выстраиваются очереди, пусть и маленькие.
Интересно, что с открытием границ в начале 90-х множество израильтян с удовольствием (и плохо скрываемым удивлением от дешевизны) в больших количествах закупали украинские электропечи и везли их на Землю обетованную. Даже с доставкой обходилось дешевле, чем итальянские или немецкие аналоги. Что же до качества наших печей - до сих пор пекут и ничего им не делается.
Пицца в Израиле особо не прижилась, шуарма вкуснее и сытнее. Но любопытные изделия а-ля Италия видеть приходилось. Подозреваю, что настоящий итальянец наложил бы на себя руки, если бы увидел, во что превратили израильтяне один из символов Апеннин. Представьте себе пиццу величиной с нашу «метровскую» ватрушку, где вместо мяса-сыра-колбасы имеет место быть обыкновенная яичница-глазунья. С таким родным-преродным желтком, по-общепитовски сморщившимся под южным солнцем Еврейщины. Однако - народ кушает.
Особенностью израильской уличной кухни является использование непривычных для нашего носа и вкуса специй. Я общалась со многими русскими израильтянами, практически все без исключения говорят, что первое время после потребления местных кушаний их слегка мутило. На Востоке применяется огромное количество специй, нам незнакомых, многие из них просто не имеют эквивалента в русском или украинском языках по причине неупотребления.
Говоря о специях, нельзя не упомянуть и о соленьях. Их множество - от привычных глазу и зубу соленых огурцов, по праву считающихся лучшими в мире, до экзотических перчиков. Один такой малюпасенький, в ноготь, зеленый и невзрачный дар южной природы способен обратить семейную кастрюлю с борщом в подобие огнедышащего вулкана.
Еще и поэтому все, что поедается, непременно чем-то запивается. С праздниками понятно, для этих целей есть водка, на худой конец - вино. В будни, находясь в процессе труда и обороны, все иначе. Потребление алкоголя чревато не только кровоизлиянием в мозг на средиземноморской жаре, но и безоговорочным увольнением с работы. Ибо израильтяне к алкоголикам нетерпимы. Бедным быть не зазорно - бывает. Единицы из нынешних средне- и крупнообеспеченных израильтян являются миллионерами в седьмом поколении. Все - на своем горбу, максимум дедушка с папой что-то там такое удачно нагешефтили. Пьяница же - человек, сознательно ставящий крест на себе и благосостоянии своей семьи. Жалости, сочувствию и уговорам не подлежит. Только презрению.
Так вот, по этой самой причине обычный трудящийся израильтянин потребляет безалкогольные напитки. Выбор - огромный. От простой воды, отчего-то называемой минеральной, до разнообразнейших натуральных соков и сокоподобных напитков. Почти весь израильский питьевой ассортимент имеется и у нас в Украине, пусть и под другими названиями. Но есть и особенности. Например, весьма популярным напитком является газированный чай с различными ароматизаторами и без оных.
И дети и взрослые с удовольствием пьют шоколадные напитки на основе молока (шоко) - и вкусно, и полезно, и сытно. Русские, конечно же, приспособились запивать шоко бутерброды с колбасой, и даже десяток раввинов не переубедит недавнего киевлянина или херсончанина, что это некошерно. Зато вкусно. Тут не поспоришь.
Странно, но практически не встречаются классические лимонад или ситро. Меня вообще терзают смутные сомнения, что на самом деле то, что мы считаем лимонадом, таковым не является. Во всяком случае, в арабских кафешках в Яффо в качестве лимонада подают холодную воду с добавлением сока свежевыдавленного лимона. И никогда не спутают его с канарейкой.
Проблематично выпить по настоящему хорошего кофе по-турецки, который на самом деле по-арабски. К ним и надо идти. Вот только - теракты. Тем не менее арабские кафе - весьма посещаемы и почитаемы среди русских. Конечно же, не те кафе, которые расположены на «территориях» - принадлежащих арабам землях, находящихся под контролем израильской армии, - а ютящиеся в запутанных коридорах улиц старого Яффо, или в районе Хайфского порта, или в арабской части Иерусалима. А чай лучше всего покупать на рынках у грузинских или азербайджанских евреев. В супермаркетах листовой чай почти не встречается, все больше пакеты. Особого разнообразия сортов и марок тоже не отмечается, мелкая специализированная лавка в Киеве имеет, как правило, гораздо больший ассортимент, чем дорогой супермаркет в Тель-Авиве.
О последствиях питья. Даже в самых непритязательных заведениях еврейского и арабского общественного питания непременный атрибут - открытый для доступа посетителей туалет. Климат требует обильного потребления жидкости, а организм реагирует на такую заботу о себе вполне естественным физиологическим образом. В Израиле не считается постыдным попроситься в крайне необходимое вам место - все мы люди, все мы человеки.
Тема еды (и всего с нею связанного) за границей - бесконечна, как трапеза здорового кролика, и многогранна, как купола в Киеве. А ведь еще ничего не сказано об израильских ресторанах, в изобилии предлагающих блюда такой, оказывается, многонациональной еврейской кухни. Но о них после. Пока же - приятного времяпрепровождения на Святой земле и «бэ тэавон» - приятного аппетита! Оксана ЦЕАЦУРА.
|