КОДЕКС БЕДУИНА. Как мусульманские каноны влияют на повседневную жизньПусть архисовременные картины Дубая не обманывают путешественника; потомки
бедуинов, основавшие на этих берегах полусказочные государства, все еще упорно
пытаются сохранить в своем обществе традиции донефтяной эры - пишет «Вояж и отдых». 12/1/2004 Разумеется, Дубай неоднозначен и многослоен. И если вы захотите, то вполне
сможете организовать свое пребывание здесь таким образом, что не почувствуете
разницы между Арабским Востоком и каким-нибудь Сингапуром, проводя все время
в клубе любителей пива и на пригостиничном пляже. Но, блаженствуя в этой спокойной
обстановке, в один прекрасный день вы откроете газету и прочтете: «Дубайский
суд приговорил австралийца и немку к тюремному заключению за поцелуй на улице.
Прокурор требовал три года тюрьмы, но суд ограничился шестью месяцами». И тогда
вы поймете, что желали бы узнать - и побольше! - об этом странном мире, чьи
непривычные контуры прежде казались простой экзотикой.
Иностранцы привыкли валить вину за все, что им не нравится в арабском мире,
на ислам. В отношении других мусульманских народов это, может быть, было бы
справедливо, но только не в отношении жителей Аравии: ведь они ислам сами же
и придумали. Поэтому можно сказать, что традиционная культура на этих берегах
основана на соблюдении правил, изложенных в Коране и в хадисах (то есть преданиях
о жизни пророка Мухаммеда), а можно утверждать, что она зиждется на вековечных
традициях аравийского общества. Потому что, повторяю, Коран, ислам, хадисы -
это все местные уроженцы. Поэтому когда вам скажут: ислам учит гостеприимству,
отвечайте: дудки, гостеприимство - традиционная бедуинская черта, которая была
присуща местным жителям еще до того, как они стали мусульманами.
Кстати, пресловутый шариат (комплекс норм и правил поведения), соблюдение которого
приводит мусульманина прямиком в рай и о котором столько нынче говорят, вырабатывается
каждым мусульманским обществом отдельно. Разумеется, это происходит на основе
Корана, хадисов и сочинений религиозных авторитетов. Тем не менее различия имеются.
К счастью, путешественнику нужно учитывать лишь некоторые общие требования.
Да, увы, возникший в суровой среде кочевников ислам жестче, чем христианство,
контролирует образ жизни своих приверженцев. Некоторые религии предпочитают
больше сосредотачиваться на взаимоотношениях человека с Богом, ислам же любит
регулировать поведение мусульманина в повседневной жизни. Впрочем, из пяти основных
обязанностей верующего мусульманина (признание формулы исповедания веры: нет
Бога, кроме Аллаха, пятикратная ежедневная молитва, уплата налога в пользу общины,
пост и паломничество к святым местам Мекки и Медины) на судьбе путешественника
могут отозваться лишь две - пост и молитва.
В Дубае о том, что наступило время главной - пятничной полуденной - молитвы,
вам напомнят закрытые на один час магазины. Кроме того, воспитанный человек
должен знать, что молящегося мусульманина (который может разложить свой коврик
где угодно, хоть посреди улицы) не принято обходить спереди, как не принято
маячить перед ним - ведь он обращается не к вам, а к Аллаху.
К сожалению, в Дубае вам не удастся понаблюдать за коллективной молитвой. Даже
попытка заглянуть в мечеть может вызвать неодобрение.
Про Рамадан слышали, кажется, уже все. Человек, принесший в наш мир ислам -
реально существовавший Мухаммед из племени курейш - в 610 году в одну из ночей
упомянутого месяца лунного арабского календаря получил первые откровения от
Бога. Чтобы его последователи не забывали о знаменательном событии, Мухаммед
велел им весь месяц Рамадан поститься. Но как может поститься бедуин, который
живет на финиках, молоке и хлебе? Ведь возникающие в нашем воображении при упоминании
знойной Аравии пиршества с запеченными целиком тушами баранов были доступны
аравийцам до появления нефтедолларов только по большим праздникам. Какой же
пост мог предложить Мухаммед соотечественникам, чей рацион и без того напоминал
строгую диету? И он придумал: запретил есть в светлое время дня. А заодно -
запретил пить. И еще - вдыхать благовония. А также осуществлять интимные отношения
между полами. Позднее религиозным корифеям пришлось решать еще некоторые вопросы,
по разным причинам оставленные пророком открытыми; были запрещены курение и
жевательная резинка.
От поста в Рамадан освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, дети
младше десяти лет, воины, ведущие военные действия, и путешественники. Иностранцев,
разумеется, тоже никто не заставляет соблюдать пост. Так что можете днем есть
и пить, если вас не видит местное население. Это можно делать либо у себя в
номере, либо в ресторанах: в туристских гостиницах, как правило, что-то работает.
Но вот с мечтой об алкоголе можете распрощаться: до вечера вам его нигде не
подадут. Зато когда в сумерках прозвучит крик муэдзина, обозначающий ифтар (начало
разговения), - как приятно будет слиться в праздничном экстазе с дубайцами!
Во время поста весь уклад мусульманской жизни меняется. Посудите сами: утром
надо встать перед зарей, чтобы успеть позавтракать до того момента, когда крик
муэдзина возвестит имсак - начало дневного воздержания. После обеда нужно выспаться,
потому что ночью сделать этого в полной мере не удастся: после плотного ужина
(а еда весь месяц готовится вкусная и разнообразная) радостная толпа заполняет
улицы. В Рамадан принято ходить в гости (правда, музыка и развлечения запрещены),
а также делать подарки членам семьи. Поэтому магазины открываются утром позднее,
чем обычно, и работают до полуночи и дольше. Впрочем, во время Рамадана также
меняется график работы учреждений, музеев и других заведений. Зато только, пожалуй,
в Рамадан в туристском рае Дубая можно ощутить всей кожей, что такое другой
уклад жизни. Причем для этого не нужно даже выходить из гостиницы. Потому что
в отелях ставятся так называемые палатки Рамадана, где можно попробовать арабскую
еду, выпить крепкий арабский кофе.
Завершается Рамадан праздником разговения ид аль-фитр (мусульмане нашей страны
называют его ураза байрам), который длится три первых дня следующего лунного
месяца шавваля. Если вы находитесь в Дубае не как обычный мимолетный турист,
а, скажем, снимаете квартиру или виллу, имейте в виду, что в первый день праздника
принято обмениваться с соседями праздничными блюдами.
Впрочем, самый большой праздник у мусульман наступает почти через 50 дней после
завершения Рамадана. Праздник жертвоприношения или ид аль-адха (по-нашему -
курбан байрам) восходит к библейской легенде об Аврааме (в исламском варианте
- Ибрагиме), готовом принести в жертву Богу своего сына Исаака (Исмаила). В
память о милости Бога, разрешившего Ибрагиму заменить сына агнцем, каждый мусульманин
должен принести в жертву овцу, барана или верблюда. Бедным разрешается зарезать
курицу. Разумеется, сегодня этот обряд соблюдается далеко не всеми городскими
жителями, а если и соблюдается, то смерть животных происходит за высокими заборами
вилл. Так что, в отличие от некоторых других мусульманских стран, где можно
развлечься зрелищем бараньих рынков (а кое-где по улицам даже течет жертвенная
кровь), для туристов трехдневный праздник проходит в Дубае без экзотических
«наворотов».
Кстати, пора окончательно прояснить вопрос об алкоголе - один из наиболее острых
в отношениях наших путешественников с местной общественной моралью. Как широко
известно, пророк Мухаммед запретил употребление горячительных напитков. Однако
вот незадача: туристы из не охваченных исламом стран без запрещенных напитков
отдыха не мыслят. Дубайцам пришлось пойти на компромисс, который формулируется
следующим образом: пейте так, чтобы мы не видели. Алкоголь подается в ресторанах
и барах при гостиницах, яхт- и гольф-клубах и прочих туристских объектах. Однако
если вас застукали распивающим спиртное на улице, в автомашине или даже просто
с открытой бутылкой в руках, то вы подпадаете под статью 313 местного уголовного
кодекса и подлежите либо штрафу в две тысячи дирхамов (не пугайтесь - это всего
$600), либо заключению на срок до одного месяца в комфортабельной дубайской
тюрьме. В менее цивилизованных Кувейте и Саудовской Аравии вам бы ввалили 30
плетей и выслали на родину.
Вы скажете: непонятно, что хуже - подставить спину или раскрыть кошелек. Тогда
соблюдайте правила. Вы ведь наверняка возмутитесь, встретив на улице родного
города откровенного наркомана. В глазах правоверного мусульманина ваша пьяная
персона ничем не лучше этого самого наркомана. Тем грандиознее подвиг дубайцев,
терпящих на своей земле массу притонов под названиями «ресторан», «бар», «коктейль-бар»,
«паб», «винный бар», «джаз-клуб», «бар караоке», «ночной клуб» и т.д. и т.п.,
где иностранцы могут всласть предаваться отвратительному пороку алкоголепотребления,
а потом безнаказанно возвращаться в комфортабельных такси в свои уютные гостиницы.
Кроме алкоголя, пророк также запретил азартные игры. Поэтому не ищите в Дубае
казино или покер онлайн через Интернет гостиничного номера. До ислама, кстати, бедуины были страстными любителями азартных игр.
Одна из них была такая: в кучу песка зарывался наконечник стрелы, и каждый из
игроков захватывал и отгребал свою часть кучи; тот, кто находил наконечник,
побеждал.
Итак, мы договорились не сваливать все на ислам. И правильно сделали, потому
что некоторые правила хорошего поведения в Дубае - чисто местного происхождения
и являются просто данью традиции.
Слава Аллаху, занудных чайных церемоний, как в Японии, здесь нет, но кое-какие
правила знать не мешает. Скажу вам, к примеру, со всей определенностью, что
арабов очень удивит, если, встретив знакомого, вы не обменяетесь рукопожатиями
не только с ним, но и со всеми его спутниками. Рукопожатие при этом не должно
быть вялым. Еще лучше, если оно будет продолжительным, прочувствованным. Ладонь
особо дорогих людей можно пожать даже двумя руками. С очень хорошим знакомым
не грех обменяться поцелуями (точнее, прикосновением щеками - сначала одной,
потом другой; но наш трехкратный поцелуй вызовет недоумение). Увы, на Востоке
все эти формальные моменты имеют большое значение.
Да, чуть не забыл: сгоряча не протяните случайно руку женщине-мусульманке. Даже
если она достаточно современна, пусть первой подаст вам свою.
Очень приличным считается долго спрашивать при встрече: «Как дела? Как семья?
Как дети? Как сам?» - и снова: «Как дела?..» Но подробней углубляться в расспросы
о делах, а также задавать вопросы о жене (даже самые невинные - о ее здоровье)
- полный моветон (и впрямь, какое вам, в сущности, дело до здоровья чужой жены?).
О других родственниках женского пола тоже лучше не спрашивать. Еще одна тема,
о которой сразу постарайтесь забыть, - подробности о личной жизни правящих персон.
На Востоке принято предлагать гостю чай, кофе или другую жидкость, которой он
мог бы утолить жажду после пребывания под жарким солнцем. Только исполнив этот
долг, хозяин может начать говорить о делах. Если ваши возможности по части угощения
ограниченны, не надо спрашивать: «Хотите кока-колы?» Налейте стаканчик и предложите
посетителю. Даже если он ненавидит кока-колу, он не откажется и сделает вид,
будто пригубил. Потому что отказ от угощения, даже с самыми чистыми намерениями
(«Ой, спасибо, не надо, не утруждайтесь!») - оскорбление для хозяина дома. Помните
об этом, когда вам самим будут предлагать напитки. Немаловажная деталь: брать
пищу и угощение и подавать их следует правой рукой. Левая считается недостойной,
нечистой. Исключение может быть сделано для рыбы, которую едят обеими руками.
А как же все-таки поступить с левой? Держите в ней салфетку для вытирания рта.
Обедая в одиночестве в ресторане, можете пользоваться левой, как хотите. Впрочем,
в ресторане вы наверняка будете орудовать вилкой и ножом. А вот попав в гости
к местному жителю, обнаружите, что даже в богатых домах пищу до сих пор вкушают
сидя на полу - как в бедуинской палатке - и берут ее при этом руками.
Итак, вы уже знаете, что есть надо правой. Но думаете это весь этикет? Вовсе
нет. Прежде всего - сесть надо так, чтобы ваши подошвы не торчали в сторону
кого-либо из присутствующих. Я имею в виду подошвы ног, а не ботинок, потому
что обувь при входе в традиционный арабский дом снимают. Есть нужно быстро и
молча, не отвлекаясь на разговоры (разговаривать надо было до подачи блюд).
Возможно, кушая неспешно, вы хотите показать, что наслаждаетесь едой, но хозяин
все равно подумает, что вам кусок в горло не лезет. Впрочем, не возбраняется
ненадолго прервать процесс, чтобы похвалить качество пиши. Если кто-нибудь из
присутствующих начнет кормить вас из своих рук (возможно, запихивая куски прямо
вам в рот), будьте счастливы: это высшее проявление доброго отношения к вам.
При различных оказиях в маленьких чашечках подается крепчайший арабский кофе.
Если он слишком крепок для вас, вы можете отказаться от второй порции, держа
чашечку за края и покачивая ее в воздухе пальцами. Если вы просто протянете
чашку, ее наполнят снова. Но даже если кофе пришелся вам по вкусу, учтите, что
просить добавки больше трех раз считается неприличным.
После обеда гостям по кругу могут быть переданы духи, которыми обычно смачивают
кожу у себя за ушами. Это одновременно сигнал, что пора откланиваться. Вы, конечно,
помните, что надо сделать при прощании? Разумеется, пожать все мужские руки.
Про женские мы уже объяснили.
Впрочем, давайте, наконец, поговорим о женщинах. И развенчаем еще один миф,
который гласит, что ислам к женщине очень строг. С одной стороны - да. С другой
- ислам ли тому виной? Совершенно верно, что до Мухаммеда арабки лиц не закрывали
и вовсю принимали участие в тогдашней общественной и политической жизни. Пламенные
поэтессы в гуще воинов поднимали их боевой дух своими виршами! Где же подсмотрел
пророк новые порядки, обязывающие женщину быть скромной, покрывать себя одеждой
с макушки до пят и не высовываться? У византийцев, наших православных братьев.
Сопровождая в юности караваны, Мухаммед посещал города в сирийских провинциях
Византийской империи. Там он и увидел то, что мы наблюдаем сейчас во многих
мусульманских странах: только с покрытой головой, только на своей половине дома
и - ни ногой в общественные места, особенно в одиночку. Но давайте вспомним,
что в Испании всего пару сотен лет назад считалось неприличным, если из-под
юбки виден краешек туфельки. Так что вообразите, что вы в средневековой Испании.
Или в Византии.
Впрочем, на дубайцев в этом смысле жаловаться грех. Вот если бы вы оказались
в соседнем эмирате Шарджа просто в одной компании с женщиной, не имеющей документальных
доказательств, что она - ваша жена, то я бы вам не позавидовал. В Дубае таких
строгостей нет, и женщина даже может рискнуть появиться на улице в шортах. На
пляжах допустимы купальные костюмы вплоть до бикини. Тем не менее сильно обнаженные
плечи, большой вырез, мини-юбка и обтягивающие брюки могут вызвать непонимание.
У мужчин, кстати, тоже есть свой одежный кодекс, исключающий появление в городе
в майках без рукавов и в резиновых тапочках. Особенно внимательно надо поглядывать
на себя в зеркало во время мусульманских праздников и Рамадана. Но не подумайте,
что дубайцам очень понравится, если вы решите обрядиться в их народную одежду.
Реакция будет совершенно противоположной. То есть сочтут насмешкой над национальными
чувствами. Оскорбятся даже те, кто эту национальную одежду преподнес вам в подарок.
Вот вернетесь на историческую родину - там и щеголяйте в длинной рубахе-дишдаше
и платхе-куфии на голове.
Если при встрече нельзя первым протягивать женщине руку, догадайтесь, можно
ли: заигрывать с женщинами на улице, обсуждать вслух их достоинства, разглядывать
их украшения, фотографировать?
Впрочем, фотографировать нельзя и мужчин. Без их согласия. Местных женщин же
нельзя фотографировать вообще. Точно так же, как и правительственные учреждения,
военные объекты, порты, аэропорты, дипломатические представительства.
И, наконец, не исламскими традициями, а просто заботой о чистоте окружающей
среды и о чистоте нравов продиктованы некоторые правила, опасные для наших граждан,
не привыкших к подобным ограничениям. За сквернословие и высказанную в запальчивости
угрозу можно сесть на несколько лет или заплатить $1.500. Мусор, брошенный где
попало или даже просто пролетевший мимо урны, будет стоить 800 «зеленых». Хотя,
возможно, проблема экологии во времена пророка Мухаммеда просто не стояла столь
остро, но появись он сегодня, то наверняка бы одобрил подобные меры.
Испугались? Возможно, я бы тоже испугался, если бы не знал, что в Дубае живут
разумные люди, которые применяют ими же установленные законы вполне разумно.
Когда на Золотом рынке объявился английский турист, переодетый в женское платье,
с чадрой на голове, с игрушечным пистолетом и муляжом взрывного устройства в
руках, полиция быстро разобралась, что это просто глупый шутник, и ограничилась
не самым большим штрафом. Еще одна история. Власти Дубая решили запретить фильм
«Ангелы Чарли», поскольку в нем танцовщица исполняет танец живота во время призыва
муэдзина на молитву. Но даже после запрета видеокассеты продолжали продаваться
в супермаркетах, рассчитанных на иностранцев.
Каждое общество имеет свое понятие о правилах поведения. И чужакам всегда что-то
кажется странным или смешным в непривычной для них стране. Однако небольшие
покушения на вашу свободу не заслонят множество увлекательных возможностей,
которые обещает Дубай - страна, где вы существуете в двух мирах сразу. Дмитрий ОСИПОВ.
|