Скачет пьяный дед к Лунному ЗайцуСкучно мы встречаем Новый год. Всех символов-то - елка, пьяный бородатый дед, ледяная девка, оливье и шампанское. Это все потому, пишет Газета.Ru, что молодой мы народ, только-только вторую тысячу лет разменяли. Нет чтобы у старших спросить, у тех же китайцев, которые живут на Земле уже пять тысяч лет. Они бы нам все про Новый год объяснили. 6/1/2004
|
Китайцы считают, что каждый дом имеет персональное божество - Хранителя Домашнего Очага (Цзаована), вроде нашего домового
|
Прежде всего - с пьяным дедушкой мы, как выясняется, угадали. Дело в том, что, по мнению китайцев, каждый дом имеет персональное божество - Хранителя Домашнего Очага (Цзаована), вроде нашего домового. Но есть существенное отличие - каждый год, ровно за неделю до новогоднего праздника, все цзаованы отправляются на небо с важным делом. Им необходимо предоставить Нефритовому Императору доклад о поведении вверенной семьи в уходящем году. Как следствие - в новом году провинившихся могут ожидать неприятности.
Проблемы иметь никому не нравится, и в ход идет проверенный способ - взятка. Незадолго до отъезда Хранителя Очага всячески ублажают - ставят ему в мисочках всякие сладости, нещадно поят вином, ожидая, что умасленный цзаован на своих клепать не будет. А чтобы он по пьяной лавочке ничего не перепутал, вручают шпаргалку - бумажку с надписью: «Отправившись на небо, говори только о добрых делах». Чтобы не тащиться на небо пешком, из бумаги вырезают лошадку или паланкин, к лошадке прикладывается красный шнурок - узда, ставится вода и мелко нарезанное сено.
Но вот наступает день, и пьяные-сытые хранители отправляются на небо. Некоторые по дороге заворачивают на Луну, пополнить запасы. Там, как известно даже годовалому китайцу, живет Лунный Заяц, который в ступке толчет для богов порошок бессмертия. Но вот беда - оставшиеся без богов дома становятся легкой добычей всяческих демонов, поэтому осиротевшие люди занимаются самообороной - отпугивают демонов взрывая хлопушки, стуча в кастрюли, громко крича... Но лучше всего доверить защиту дома профессионалам, поэтому на двери наклеивают картинки с изображениями истребителей бесов - мэньшеней.
Так, по одной из версий, и возникли новогодние картинки, или по-китайски - няньхуа. Печатать в буддистских и даосских монастырях их начали еще в V-VI веках н.э. Скоро это стало популярнейшим видом искусства. Няньхуа могут быть самыми разными - охранительными, с новогодними пожеланиями (самые многочисленные), с изображениями популярных богов, сцен из классических романов, бытовыми зарисовками. Объединяет их только одно - это очень красочные и чрезвычайно добрые картинки - грусти не место в Новый год.
Долгое время китайский лубок никто не воспринимал всерьез. Срок жизни новогодних картинок был отмерен четко - один год. Ровно столько они украшали дом (а иногда и птичник, и свинарник), а на следующий праздник, получив в подарок новые няньхуа, старые сжигали, чтобы с дымом все благие пожелания дошли до богов. Первыми на народное творчество обратили внимание русские востоковеды. Небольшая коллекция, привезенная ботаником В. Л. Комаровым, вызвала в России бум.
«Маленькая яркая картинка, подобно бомбе, упала в наше стоячее болото», - так описывает ситуацию великий востоковед, академик В. М. Алексеев.
В конце декабря в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась выставка «Китайская народная картина няньхуа». В очередной раз Эрмитаж подтвердил свою репутацию лучшего музея страны. Во-первых, самого богатого - эрмитажное собрание няньхуа по количеству (около пяти тысяч) и разнообразию сюжетов занимает второе место в мире после знаменитой коллекции профессора Ван Шуцуня (КНР). Во-вторых, самого нежадного - такой экспозиции китайского лубка мы еще не видели. Уже было порядка пяти выставок няньхуа, но количество картин там редко превышало пару десятков.
Здесь же новогодними картинами занята вся никем не виденная (открылась в этом году после реставрации) «Петровская галерея» - около десяти залов, более двух сотен работ.
В-третьих - самого профессионального. Эрмитаж всегда славился тщательной подготовкой выставок, но здесь он превзошел сам себя. Дело в том, что традиционно новогодние картинки пропитаны китайской символикой, в каждой из них - зашифрованный ребус.
Пожелания шифруются обычно по принципу созвучия. В китайском языке, как в никаком другом, огромное количество омонимов. Поэтому, увидев на картинке оленя, китаец сразу же поймет, что ему желают достигнуть высоких чинов - слова «чины» и «олень» в китайском языке произносятся одинаково: «лу». Поэтому на картинках часто встречаются вазы (омоним слова «пин») - спокойствие, летучие мыши («фу») - счастье, собаки, бабочки, сороки, лотосы, карпы, пионы и т.п. Расшифровать картину часто трудно даже китайцу, здесь же каждая картина тщательно атрибутирована, каждой сопутствует подробный рассказ - результат многолетней работы куратора выставки М. Л. Рудовой.
Ну и, в-четвертых, Эрмитаж оказался самым оперативным из музеев - трудно представить себе более своевременную выставку. Будете на праздниках в Питере - загляните посмотреть. Минимум на пару дней новогоднее настроение гарантировано. Вадим НЕСТЕРОВ.
|