Заграниця

Інформаційно-аналітичний дайджест для всіх, хто їде за кордон або залишається вдома

ГОЛОВНА - АРХІВ - Новини - Аналітика - Імміграція - Візи - Робота - Освіта - Інтеграція - Туризм - Аеробус - Автотур - Гроші - Нерухомість - Шопінг - Фотокадр - Країнознавство - Культура - Гід гурмана - Мандри - Дивосвіт - Зона закону - Безпека - Просто життя - Особистий досвід - Спортивний інтерес - Здоров'я - Технології

«Заграниця» №40 (197) Израиль

СТРАНОВЕДЕНИЕ


Религия как образ жизни

Небольшое по численности населения Государство Израиль изобилует всевозможными религиями. Не столкнуться с жизнью религиозного населения этой страны просто невозможно: арабские кварталы, спальные районы, религиозные поселения перемежевываются с парками, скверами, памятниками архитектуры, да и поистине святыми местами. Все это - Иерусалим.

3/10/2003

Жизнь религиозного квартала

Путешествуя по городу и рассматривая его достопримечательности, я не раз встречала людей, одетых в черные одежды, - они так же, как и все, ездили на автобусах, ходили в магазины, но чувствовалось, что ведут какой-то особый образ жизни. Ужасно захотелось хоть одним глазком взглянуть на их жилье, детей, хозяйство и попытаться понять их законы бытия. И такой случай мне представился - случайно я забрела в Рамот-Шломо. Внешне этот район ничем не отличается от других современных кварталов Иерусалима - та же компактная изобретательная архитектура, вписанная по спирали в один из многочисленных холмов Вечного города: 2-4-этажные жилые многоквартирные дома из бежевого песчаника, синагоги, магазины, детские площадки и зеленые скверы. Но в этом районе в основном селятся люди, исповедующие ортодоксальный иудаизм, преимущественно выходцы из различных европейских стран, в том числе из Украины и России. Их называют ашкеназами (в отличие, скажем, от сефардов, приехавших в Израиль из Испании и стран Африки, или бухарских евреев, наследующих помимо собственных традиции стран Средней Азии и Кавказа).

Жизнь Рамот-Шломо круглый год подчинена религиозному календарю. В шаббат - от захода солнца в пятницу до заката субботы - все дороги района перекрыты для любого транспорта. Множество одинаково одетых мужчин, юношей и мальчиков в строгих черных костюмах и белоснежных сорочках, в широкополых шляпах или маленьких шапочках-кипах спешат в синагоги к ежедневной утренней молитве. А из небольших домов на улицы высыпают ребятишки. Их непривычно много, они так же непоседливы и голосисты, как дети в любой другой точке планеты, однако их одежда и игры явно свидетельствуют, что они живут по особым правилам.

Мамы и папы не читают светских газет, не занимаются спортом, не устраивают танцевальных вечеринок. Здесь все заняты воспитанием детей - в обычной религиозной семье их в среднем 7-12 человек. Но кроме своих детей религиозные евреи зачастую воспитывают и усыновленных. Возможно, причина тому - кругленькая сумма, получаемая родителями от государства. Начиная с пятого ребенка она равна $1.000 в месяц на всех детей, с 12-го - по столько же на каждого. Плюс, если в семье больше шести детей, - бесплатное жилье. Но, скорее всего, причина усыновления в вере, жалости, сострадании к ближнему. В Израиле потому и нет детских домов, что есть добрые религиозные жители.

Еврейские недоросли

Кстати, еврейское воспитание существенно отличается от любого другого. Традиция предписывает евреям относиться к своим детям так, будто последние даны на время самим царем для воспитания. Поэтому ко всем их желаниям и капризам надо относиться соответственно: как-никак царские дети, могут себе позволить. Но в то же время надо воспитать их так, чтоб они стали наследными принцами и принцессами, а не городской шпаной. Учатся они в обязательном порядке. Лет с трех начинают водить пальчиком по замысловатым древним письменам еврейского алфавита. По древней традиции, взрослые намазывают буквы медом, и, облизывая свой пальчик, малыш ни секунды не сомневается в сладости процесса познания. Для мальчика так начинается дорога длиной в целую жизнь - изучать Тору он будет до гробовой доски. А девочки, став потом женами и матерями, будут получать дельный совет на любой, даже интимный вопрос у мужа или раввина.

Ведь недаром за еврейскими семьями закрепился определенный стереотип: где бы ни доводилось евреям жить в рассеянии - от Китая до Испании, от Голландии до Туниса - они всюду были известны как преданные родители и верные супруги. В чем таится секрет прочности традиционного еврейского брака, почти не утратившего своих качеств и ныне, несмотря на все социальные и сексуальные революции?

Кто в доме хозяин?

Мир создан Всевышним в соответствии с принципами Торы, считают иудеи. И мир этот включает в себя явления, противоположные по своей природе и потому дополняющие друг друга - воду и огонь, мужчину и женщину. По еврейской традиции, муж несет в себе справедливость, жена воплощает милосердие. А семья объединяет оба эти начала в одно целое, олицетворяя единство и совершенство мироздания. Но, на мой взгляд, нотки феминизма есть и в Торе. Ведь даже еврейскую национальность дети получают в наследство от матери.

«А чем отличается еврейская мама от арабского террориста?» - «С террористом иногда можно договориться. С еврейской мамой - никогда!» Этот современный анекдот на новом витке отражает старую суть традиционной еврейской семьи: мама в ней - бог. Особенно это становится очевидным, когда сыну или дочери приходит пора вить собственное гнездо.

До заключения брака юноша и девушка встречаются наедине всего несколько раз, и заняты они в это время не веселым времяпрепровождением, а деликатным разговором о том, как представляют себе свою будущую семью. Кстати, прикасаться друг к другу они пока не имеют права, не говоря уже о чем-то большем.

Предельная серьезность намерений при заключении религиозного еврейского брака (а иных вариантов в Израиле просто не существует, для оформления отношений светским порядком надо ехать как минимум на Кипр) испокон веков и по сей день воплощается в обязательном брачном контракте. Для развода достаточным считается обоюдное несогласие супругов продолжать совместную жизнь. Если же инициатором выступает женщина, а мужчина не хочет разводиться, согласно традиции, его должны бить палками до тех пор, пока он не скажет: «Хочу дать развод!» Если ситуация прямо противоположная, и на разводе настаивает мужчина - женщина вообще не вправе сопротивляться: - такова жизнь, насильно, как говорится, мила не будешь.

Не сексом единым...

Что касается секса, то «женщину надо любить с утра, чтобы вечером лечь с ней в постель», - гласит старинная еврейская мудрость. И этому тоже учатся в согласии с Торой.

Сексуальный аскетизм никогда не был в чести у иудеев. Ни в древние, ни в новейшие времена у них не существовало монастырей или практики пустынничества. Напротив, уже 12-летние мальчики читают в школе том Талмуда, посвященный супружеским отношениям, где абсолютно ничего не скрывается.

В основе сексуальных отношений лежат законы ритуальной чистоты. Это значит, что муж и жена не могут вступать в близкие отношения, не соблюдая множества больших и мелких правил. Они распространяются буквально на все: как должно быть ориентировано ложе в пространстве, чем прикрываться, о чем думать и пр. А в «критические дни» даже думать о плотских утехах грешно - кровати в супружеской спальне раздвигаются. Этот «период нечистоты» четко отделяется от «чистого времени» особым ритуальным омовением - погружением в специальную ванну-микву, наполненную дождевой водой.

Характерно, что, несмотря на важность воспроизводства и приумножения рода, всегда актуальные для вечно гонимого и угнетаемого народа, сексуальные отношения в иудаизме никоим образом не сводятся исключительно к рождению детей. Разнообразные противозачаточные средства были известны в библейские времена, разрешены они и сегодня.

О хлебе насущном

Самое яркое отличие религиозного еврея от нерелигиозного, которое сразу же бросается в глаза, - одежда и еда. Ко всем продуктам и самому процессу приготовления пищи в иудаизме неукоснительно применяется закон кашрута, то есть особой ритуальной чистоты. Четко отделяется мясное от молочного. И не только на разделочных столах, но и в желудке - после употребления мясной пищи перед принятием молочной должно пройти не менее шести часов.

Еврейские хозяйки ни дня не могут прожить без одобрения их действий со стороны религиозного духовного управления - раввината. На упаковке молока или баночке творога, на сетке с яблоками или связке бананов, на хлебных, мясных и прочих продуктах помимо обычных сведений должна стоять печать раввината, подтверждающая их кошерность, то есть разрешение к употреблению. В противном случае хозяйка пройдет мимо.

Исходя из принципа кашрута, для того чтобы попасть на стол в ортодоксальной еврейской семье, домашние животные и птица должны быть умерщвлены особым образом: чтобы они не испытали страха и чтобы в них не осталось ни капли крови. Охотничьи трофеи строго запрещены к употреблению.

Не кошерными, стало быть, негодными для еды, считаются и фрукты первых трех лет урожая нового сада, а из каждого последующего нужно обязательно отделять десятую часть, ежегодно облагаемую каким-то особым правилом, скажем, в пользу неимущих или сирот. На седьмой год урожай вообще не снимают, широко распахивая калитку сада и отдавая спелые плоды всякому, кому не лень за ними дотянуться.

Овощи считаются кошерными начиная с первого года, но надо знать, на каком поле они выросли: отделяли ли огородники от плодов, как записано в Торе, обязательную ритуальную десятину? Если покупательница не уверена в этом, то отделит ее сама, придя домой. И без сожаления выбросит.

Тора разрешает употреблять мясо только тех представителей крупного рогатого скота, у которых есть два главных признака - рога и раздвоенные копыта. У кошерной рыбы изначально должны присутствовать плавники и чешуя.

Кошерная мода

Кошерной бывает не только еда, но и одежда. При ее изготовлении нельзя, скажем, сочетать шерсть со льном и пр., поэтому шьют ее специальные портные. Вся мужская одежда - строгой черно-белой гаммы, от нижнего белья до шляпы. Женщины и дети одеты тоже мрачновато. Преобладает здесь правило скромности.

Ашкеназские девочки и женщины никогда не носят брюк, обтягивающих платьев и блузок, коротких и узких юбок. В любое время года на них чулки или гольфы. Нескромным считается обнажать ноги, руки и область декольте. Все эти строгости, как пояснили израильтянки, необходимы в основном для того, чтобы лишний раз не отвлечь мужчину от возвышенных религиозных мыслей. Кстати, по той же причине нельзя выставлять напоказ и косы. Поэтому уже на следующий день после свадьбы жена полностью покрывает волосы косынкой, шапочкой или париком. И так - на всю оставшуюся жизнь.

Мне, если честно, все местные женщины показались похожими на консервные банки, настолько все в них было закрыто-запаковано: колготки, шляпы, платки, длинные рукава, юбки почти до пят - и это все в 40-градусную жару! Но если во всем этом одеянии разобраться, то к удивлению вы поймете, что понятие моды в религиозной ортодоксальной среде, несмотря на все строгости, все же существует. Это как бы адаптированный к правилам скромности вариант тех тенденций, что царят в этот момент в светской среде, - те же фасоны, элементы кроя и пр. Община, разумеется, вносит свои коррективы.

Для всех членов религиозной общины правила скромности начинаются с трех лет. До этого возраста мальчикам даже не стригут волосы. В 12 лет у девочек и в 13 у мальчиков пышно отмечают совершеннолетие, после которого они считаются уже взрослыми. Юноша впервые надевает шляпу и получает право вслух читать в синагоге Тору. Девушку с этого момента раньше могли выдать замуж (теперь в 18-20 лет).

Жизнь ортодоксальных евреев определена 613-ю заповедями, которые должны соблюдаться коллективно, всем народом - один человек сделать это просто не в состоянии. Чтобы не создавалось превратного впечатления, скажем сразу: область разрешенного законами Торы намного превышает область запрещенного. Но и в разрешенном так важно знать и соблюдать меру! Эту меру, золотую середину и находят религиозные евреи, положив жизнь свою на алтарь законов Торы.

• Кстати, чтобы всегда выглядеть модно и элегантно, не обязательно заводить себе семейного портного. Многие сегодня предпочитают покупать одежду в Сети. В специализированных интернет-магазинах можно подобрать стильные мужские брюки, костюмы, платья и детскую одежду. И все это вам доставят по указанному адресу. Поэтому, чтобы красиво приодеться, сегодня даже из дома выходить необязательно.

Наталия ГАБРИЛЬЧУК.







ЖИЗНЬ В РИТМЕ САЛЬСЫ
Как колумбийцам удалось сохранить свое знаменитое умение радоваться жизни

В ЕВРОПУ – БЕЗ ВИЗ
Что должны знать украинцы, чтобы успешно воспользоваться безвизовым режимом с ЕС

ВЫЖИТЬ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ
Часто незнание иностранных языков и непонимание местных обычаев приводят к недоразумениям


ГОЛОВНА - АРХІВ - Новини - Аналітика - Імміграція - Візи - Робота - Освіта - Інтеграція - Туризм - Аеробус - Автотур - Гроші - Нерухомість - Шопінг - Фотокадр - Країнознавство - Культура - Гід гурмана - Мандри - Дивосвіт - Зона закону - Безпека - Просто життя - Особистий досвід - Спортивний інтерес - Здоров'я - Технології

«Заграниця» - інформаційно-аналітичний дайджест про еміграцію, роботу, навчання та відпочинок за кордоном


E-mail: info@zagranitsa.info
© «Заграниця» (1999-2024)