Израиль трудовой глазами украинкиУтром рота спецназа отказалась выйти на построение и забаррикадировалась в казармах. Солдаты требовали выполнения своих условий и встречи с начальником военного округа, где размещалась их часть. Генерал прилетел на личном вертолете, встретился с представителями взбунтовавшихся спецназовцев. Конфликт был улажен, требования выполнены - к завтраку солдатам теперь будут подавать шоколадное мороженое... Эта история произошла в действительности. Место действия - Израиль. 15/8/2003 Узкая полоска побережья Средиземного моря - таким видится
на карте это маленькое государство, населенное гордыми и бесстрашными людьми.
После войны за независимость в 1948 году здесь никогда уже не смолкали выстрелы,
тут раз за разом взрываются бомбы, на этой земле льется кровь двух стравленных
бывшими колонизаторами народов - евреев и арабов. И поскольку война в Израиле
- дело привычное и будничное, то и отношение к армейской службе здесь - вполне
будничное, хотя и весьма уважительное. Если солдатикам захотелось на десерт
к завтраку мороженого - то его стоит выдать, потому что через час им, может
быть, предстоит стать живым щитом между горсткой еврейских поселенцев и толпой
арабов, которые вполне вменяемы по одиночке, но стоит им собраться в толпу,
как ее дикая и разрушительная энергия способна снести все на своем пути.
Израиль - государство молодое. И как любая недавно созданная страна, холит и
лелеет свою историю. В киббуцах и мошавах (по-нашему - колхозах и хуторах) обязательно
есть музеи, где бережно собраны сельскохозяйственные орудия начала века, домашняя
утварь и ручное оружие самых невероятных моделей. Переселенцам из Европы приходилось
с оружием в руках отстаивать свое право работать на земле и превращать пустыню
в цветущий сад.
Кстати, доныне очень просто определить, где в Израиле живут евреи, а где - арабы.
Достаточно подняться в воздух на самолете и посмотреть на зеленую полосу, протянувшуюся
вдоль берега. Это - еврейские города и поселения. Арабская часть практически
повсеместно коричнево-пустынного цвета. Почему-то арабы не сажают деревья и
кустарники в таком количестве, как это делают израильтяне-евреи.
К каждому деревцу, к каждому кустику заботливо подведена вода, льющаяся или
капающая из пластиковой трубочки. Перед каждым домом - будь то изящная, как
невеста, вилла или многоквартирный панельно-бетонный монстр - непременно растет
максимально дозволенное на этой территории количество деревьев, а узкая асфальтовая
дорожка к парадному тянется между заботливо постриженными газонами.
Первое, что бросается в глаза приехавшему в Израиль - невероятное сходство наших
и их «спальных» районов застройки 70-х годов. С виду «хрущевки» один к одному.
Внутри израильские пятиэтажки выглядят получше, кроме того, первый этаж - нежилой,
там хранят коляски и выращивают пару-тройку фикусов в кадках. А вот планировка
квартир почти идентична. Нет, безусловно, различия есть. Например, в связи с
более жарким (раз в десять) климатом в самой большой комнате окна раздвижные
и занимают практически всю фасадную часть. А в остальном... Удивляться нечему
- те же архитекторы, которые придумали в Союзе «хрущевки», после репатриации
по старой памяти начали проектировать такие же «голда-меировки».
Жилье на Святой земле дорогое, купить его не в рассрочку могут позволить себе
единицы. За трехкомнатную квартиру в нелучшем районе и в неновом доме придется
выложить не менее $120 тыс. Соответственно, дорог и съем. За него приходится
отдавать порой до половины зарплаты.
Работающий израильтянин или легальный гастарбайтер в месяц получает не менее
$1.000 в шекелевом эквиваленте. То есть - нормально работающий и ставящий себе
целью заработать, а не просто содержательно провести время в кондиционированном
помещении или на свежем воздухе. Куда бы вы ни устроились - первые полгода к
вам будут тщательно присматриваться и нагружать сверх меры. Если пройдете испытание
хозяином, коллегами и самой работой - дальше будет легче. Или не будет, но войдет
в привычку.
Зарплату выплачивают обычно раз в месяц. Авансы не практикуются. Поэтому если
даже у вас контракт, если суммы хороши - заблаговременно позаботьтесь о том,
на какие деньги вы будете снимать жилье и питаться в ожидании вожделенной первой
получки. Заработок вам выдадут именным чеком либо переведут на счет. Последний
без труда и с минимальными затратами времени (до получаса) открывается в любом
банке, коих в изобилии.
Рекомендую открывать счет в том отделении, которое находится рядом с вашим домом
или работой. Дело в том, что в случае потери банкоматовской карточки или чековой
книжки вам придется обращаться именно в то отделение, где вы открыли счет. Из
банков следует выбирать тот, вывеска которого вам кажется наиболее привлекательной,
поскольку особых различий между перечнем услуг, правилами оборота денег и платой
за операции нет. Наиболее крупные банки - «Апоалим», «Леуми», «Дисконт», «Мизрахи».
Наши бывшие соотечественники, приехавшие в Израиль, как-то не особо ринулись
изучать иврит, вместо это они начали создавать русский Израиль - магазины, библиотеки,
видеотеки. Банковская сфера отреагировала хоть и с запозданием, но рьяно. Банкоматы
большинства банков имеют опцию проведения операций на русском, у крупных банков
непременно есть русскоязычный сайт, брошюровка рекламных проспектов производится как минимум на трех языках - иврите, английском и русском.
Получив зарплату, всяк захочет хотя бы частично компенсировать пролитый пот
и натертые мозоли посредством ударного отдыха. Тут открывается масса возможностей:
от банального распития крепких напитков до посещения ресторанов, ночных клубов
и дискотек. С одним «но». С вечера пятницы до вечера же субботы большая часть
Израиля не работает. По причине этой самой субботы-саббата. Исключение составляют
города, населенные не только иудеями, но и арабами-мусульманами и христианами.
Где-нибудь в Кфар-Сабе вам не удастся купить даже пачку сигарет. А вот в Тель-Авиве,
Бат-Яме, Хайфе - пожалуйста. Но не везде. До места культурного отдыха - черты
города - придется добираться на такси или пешком. Есть где «оттянуться» и в
арабских кварталах Иерусалима, но - интифада. Это когда на полтысячи вполне
мирных и относительно благодушных арабов непременно отыщется один «национально
сознательный» хамасовец или иной басмач, который не преминет проверить заточку
своего ножа о ваши ребра. Интересоваться вашей настоящей национальностью он
не будет - если белый, значит еврей.
Наверняка вы не откажетесь и от экскурсии по «русским» магазинам. Там действительно
глаза разбегаются от вида знакомой до гастрита и родной до язвы пищи. Если вы
любитель домашнего творога и сметаны, в которой стоит ложка, - вам сюда. За
соленой и копченой рыбой - тоже. Коренные израильтяне знают и употребляют всего
три вида рыбы: рыбу соленую, рыбу фаршированную и тунца. Связано это с религиозными
запретами - большинство сортов рыбы и морепродуктов не соответствуют понятиям
кошерности (у кого-то - чешуя, кто-то - ест себе подобных и т.д.).
Кашрут (пищевые табу и дозволенности) - отдельная тема. По библейским заповедям,
получившим свое развитие в толкованиях еврейских мудрецов, нельзя употреблять
в пищу кровь и смешивать молочные и мясные блюда. Поэтому кровь с забитой птицы
или скотины тщательно сливают, после чего мясо зачастую еще и высаливают, чтобы
избавиться от остатков крови. Мясо получается кошерным и безвкусным.
Запрет на употребление свинины уже давно стал притчей во языцех. Интересно,
что в иврите для обозначения свинины существует эвфемизм «белое мясо» - чтобы
не осквернять своих уст произношением имени непотребного животного. А называть
еврея, пусть даже и гадкого, свиньей - настоятельно не рекомендую, это оскорбление
из разряда смертельных. Убьют, конечно, вряд ли, но лицо испортят наверняка.
Большинство нерелигиозных израильтян к правилам кашрута относится весьма скептически,
а его соблюдение является, скорее, данью традиции и связано это с тем, что кошерную
пищу готовят во всех детских садах, школах, кашруту следуют в Армии обороны
Израиля. Из сказанного не следует, что надо непременно попытаться при первой
же возможности предложить своему коллеге-израильтянину бутерброд со свиной отбивной
и порекомендовать запивать это все кефиром. Но сказать при случае, что вы не
соблюдаете кашрут, можно. Иногда это даже сближает.
Манера одеваться у израильтян также отличается от привычной нам. Религиозные
евреи - так называемые «харедим» - носят обувь и костюмы черного цвета с непременной
наглухо застегнутой белой рубашкой. И черные шляпы. Это является своеобразной
униформой. По покрою одежды можно определить, к сторонникам какого именно течения
в иудаизме относится данный индивидуум. Религиозные сионисты выглядят абсолютно
светскими гражданами, единственное их отличие - непременная вязаная кипа (по-нашему
- ермолка). Они точно так же соблюдают субботу и придерживаются соответствующих
пищевых ограничений. Но без излишнего фанатизма и показушности. И если большинство
одетых в черное евреев-ортодоксов свою жизнь посвящает изучению Торы (Ветхого
Завета), то религиозные сионисты работают, служат в армии и ничем не отличаются
от других израильтян. Очень условно и с большой натяжкой ортодоксов можно охарактеризовать
как своеобразное монашество в иудаизме.
Время от времени между религиозными и светскими возникает противостояние, связанное
с тем, что ортодоксов почему-то считают тунеядцами, живущими за счет налогов,
собираемых со светской части израильтян. На самом деле это не так - многие ортодоксы
тоже служат в армии и работают. Просто служат - в отдельных частях, а работают
- в таких учреждениях и организациях, где их коллегами являются те, кто исключительно
разделяет их способ существования и отношение к миру и Богу. А с окончанием
предвыборной кампании это противостояние уходит в никуда, потому что в достаточно
однообразную израильскую жизнь его привносили ретивые пропагандисты и агитаторы.
Сами израильтяне - народ не просто южный, а южный со всеми прилагающимися к
этому определению довесками. Если у вас под окном вдруг раздаются дикие вопли,
не спешите хвататься за телефон и звонить в полицию. Это просто встретились
и тихо беседуют два еврея, которые давно не виделись. Часов шесть подряд, если
не семь. И когда на рынке вас хватают за обе руки, две ваши же ноги и остальные
части тела, то это происходит не с целью произвести антропометрические измерения
либо сексуально подомогаться - таким образом вас пытаются уговорить приобрести
килограмм овощей.
Никогда бы не подумала, что между арабами и бедуинами могут быть такие большие
различия. Кстати, даже визуальные. У них очень характерные черты лица; с раскосыми
глазами и широкими скулами, бедуины отчего-то напоминают мне китайских средневековых
воинов: под въевшимся в их кожу загаром просматривается легкая желтизна. Бедуины
чем-то напоминают наших горцев. Может быть, дело в обостренном восприятии всего,
что касается вопросов чести и долга. Если бедуин ваш друг - у вас есть настоящий
Друг. Если враг - можете гордиться таким врагом. Бедуины служат в израильской
армии, считаются лучшими следопытами. Кстати, небезынтересно, что королевская
семья Иордании - также представители этого народа, а король Абдалла внешне чрезвычайно
похож на моего приятеля Мухаммада из пригорода Петах-Тиквы.
Подозрительность и доверчивость ходят в Израиле рука об руку. Если ваш внешний
вид разнится с обликом окружающих - вас рано или поздно непременно остановят
солдаты или полицейские и поинтересуются наличием документов. В то же время
без особого труда и без предъявления документов можно попасть на территорию
военной базы, расположенной в пригороде Тель-Авива. Там находится (если по-нашему)
главный военкомат страны. Многие бывшие новобранцы мне рассказывали - и нет
оснований им не верить, - что в анкетах, которые первым же делом должен заполнить
кандидат в армию, есть вопросы, положительный ответ на которые практически автоматически
делает вас для армии неинтересным и влечет за собой получение тамошнего «белого
билета». Например, спрашивают, нет ли у вас приступов необъяснимой агрессии,
как часто вы пьете (больше 200 гр. водки в неделю (!) для них это уже - алкоголизм),
не возникало ли у вас желания взять в руки оружие, любите ли вы смотреть на
огонь. Вашим ответам верят. Ну и кто после этого псих?
Вообще же, процент «отказников» и «косящих» от военной службы в Израиле крайне
низок. Связано это не только с человеческими условиями для защитников отечества
и высокой мотивацией к защите этого самого отечества. Отслуживший как надо и
вернувшийся может рассчитывать на преимущество при приеме на работу, поступлении
в высшие учебные заведения. Многие репатрианты сделали успешную карьеру в Израиле
именно благодаря связям, приобретенным во время службы в боевых войсках. А последние
три премьер-министра - Нетаньягу, Барак и Шарон - имеют непосредственное отношение
к спецназу генштаба - самого элитного подразделения израильской армии. Совместное
распевание боевых маршей, как известно, сближает.
Кстати, о песнях. Идишские «Тум-балалайку» или «Семь сорок» услышать в Израиле
весьма затруднительно. Другой климат - другие песни. Местной попсой, прослушивание
которой может довести даже самого терпеливого и богобоязненного европейского
еврея до острого приступа антисемитизма, является стиль «мизрахи» (буквально
- восточный). Мелодии песен - протяжные и заунывные, как вой вконец замученной
вшами дворняги, тексты - типа «йо-ой-ой, я его любила, что же мне делать, повеситься
или расстрелять себя из гаубицы, подскажите, звезды в небе, тетя Нехама и раввин
Соломон Моисеевич...». Музыку принято включать очень громко, чтобы окружающие
могли оценить ваш вкус и качество акустической системы. Бороться с нарушителями
тишины бесполезно, а за убийство можно получить пожизненное заключение. Посему
- терпите и наслаждайтесь. Если сумеете.
Тема отличий «их» от «нас» - бесконечна, как Вселенная. Главное - не пытаться
переделывать что-то и кого-либо на свой лад. В чужой монастырь со своим уставом
- как-то не принято. Действуйте «от задачи». Если вы приехали заработать трудовой
грошик - берите больше и кидайте дальше. А уж по возвращении домой брюзжите
и сетуйте, сколько душа пожелает. Если вашей задачей является остаться в Израиле
- принимайте правила игры. Мои друзья-израильтяне утверждают, что в их стране
трудно во всех отношениях только первые пять лет. «А потом легче?» - спрашивала
я. «Нет. Потом привыкаешь», - отвечали мне. Дай вам Бог хороших заработков и
большого терпения. Оксана ЦЕАЦУРА.
|