Германия окончательно решила «еврейский вопрос»Туда, впервые за всю 55-летнюю историю нового еврейского государства, теперь
прибывает больше иммигрантов, чем в сам Израиль. 18/6/2003 Таков прошлогодний рекорд: менее 19.000 евреев переехали из независимых государств
бывшего Советского Союза в Израиль, тогда как в Германии зарегистрировано 19.262.
Перевесили социальные льготы, предоставляемые эмигрантам в Германии, страх
интифады в Израиле и невозможность для многих перебраться в Соединенные Штаты,
страну, и по сей день самую желанную для советских евреев.
«Русские» вливаются в германское еврейство, придавая его лицу новые черты, меняя
не только количественно, но и качественно. За последнее десятилетие германское
еврейство увеличилось в три-четыре раза, а русский язык стал самым распространенным
языком общения в его среде.
Никто не знает, сколько было евреев в обеих Германиях до их объединения - ведь
не все отваживались открыто декларировать свою национальную и религиозную принадлежность.
А тут еще смешанные семьи, фальшивые документы, свободно добытые на бывшей родине
и дающие право на въезд в Германию. Поди сосчитай.
Хотя официальная статистика называет некоторые цифры. Например, в конце 1980-х
германскими евреями называли себя 20.000-30.000 человек. Сравним: до прихода
нацистов к власти в 1933 году в Германии проживало около полумиллиона евреев.
Правительство Германии не скрывает своей заинтересованности в возрождении еврейства,
но этого-то как раз и не происходит. Сегодня сюда приезжают отнюдь не потомки
славного еврейского племени, населявшего страну до прихода нацистов. После Второй
мировой войны выжившими в Холокосте и оказавшимися в беженских лагерях были в
основном восточноевропейские евреи, которые не могли ни вернуться на родину,
ни иммигрировать в США или Израиль. Вот эти «ветераны», их дети и внуки теперь
и вынуждены абсорбироваться, пользуясь щедростью правительства. Их набралось
уже 100.000 - прибывших с Востока после падения Берлинской стены.
Русскоязычным эмигрантам приходится сначала учиться быть евреями, а уж потом
- германцами. Таков многоступенчатый процесс поиска ими новой идентичности. По
мнению Цили Кугельман, директора Еврейского музея в Берлине, лишь через два-три
поколения нынешние иммигранты станут серьезной творческой составляющей германской
культуры. А пока что они не ходят в Еврейский музей: «Это не их история. Для
них все это - чистая экзотика».
Ронен Райхман, израильский преподаватель факультета еврейских исследований в
знаменитом Университете Гейдельберга, рассказывает: на факультете почти все студенты-евреи
- иммигранты из стран восточноевропейского блока, в основном из бывшего СССР.
И хотя только четвертая часть этих молодых людей - евреи по Галахе (еврейскому
закону), все они говорят, что испытывают опустошенность и мечтают обрести наконец
свою еврейскую идентичность.
Большинство общин сотрясает конфронтация между ветеранами и новичками. Старики
упрекают «русских» в том, что они рвутся - и иногда небезуспешно - к руководящим
должностям и контролю над деятельностью общины, что их интересуют только деньги
и что они ничего не знают об иудаизме. «Русские» же настаивают на том, что они
- большинство в общине, а значит, и расходовать надо больше на их экономическую
и культурную абсорбцию.
По мнению доктора Александра Бреннера, бывшего атташе по науке в германском дипломатическом
корпусе, еврейская община и власти Германии сейчас стоят перед проблемой: как
относиться к иммиграции из СНГ? Израиль недоволен, что иммигранты отдают предпочтение
Германии, а еврейские общины Германии заинтересованы в увеличении своей численности.
Германское правительство знает об этом противоборстве, но не спешит вносить изменения
в интеграционную политику: это было бы противозаконно и навлекло бы обвинения
в том, что «Германия опять депортирует евреев».
Да, сами евреи новой генерации предпочитают Германию. Жизнь там представляется
им менее проблематичной, чем в Израиле. Негативных эмоций, связанных с трагическим
прошлым, они не испытывают. Опыт предков не обременяет сознания и чувств, а память
свободна от излишеств мрачных картин. Что уж говорить о тех, для кого Холокост
- не более чем предания пусть и не очень глубокой, но старины. Сталинский антисемитизм,
преследования евреев на бывшей родине для них куда ближе и конкретнее.
А вот среди старой иммигрантской поросли, среди тех, кто, пережив Холокост, угодил
в беженские лагеря, и среди их детей - все еще наблюдается внутреннее отторжение
Германии как врага, и иногда они даже обвиняют новых иммигрантов в том, что они
больше немцы, чем евреи.
Герман Симон, глава Центра иудаики Еврейского исследовательского института в
Берлине, убежден, что сами иммигранты очень отличаются друг от друга в социально-культурном
плане: уж слишком разителен контраст между теми, кто приехал из Санкт-Петербурга,
и, скажем, выходцами с Кавказа. И люди одной волны иммиграции не похожи на тех,
кто прибыл с другой волной. «Евреи, которые совсем ничего не знают об иудаизме,
приезжают к евреям, которые знают об иудаизме чрезвычайно мало, - говорит Симон.
- Никто не может предсказать, каким будет следующее поколение». Элияху САЛПЕТЕР
|