Джинсы на вес золотаЕсли провести опрос населения на тему «Главный вклад Америки в мировую цивилизацию»,
то наверняка вместе с джазом, Эдисоном, Голливудом и фаст-фудом на видном месте
окажутся джинсы, пишет Время
новостей. Но далеко не каждый вспомнит имя того, кто придумал эти простецкие
штаны, хотя практически все много раз видели его имя и фамилию. Правда, чаще
всего эти два легендарных слова написаны на заднице: вроде бы невелика честь,
но миллионное состояние, сколоченное на джинсах эмигрантом из Германии Леви
Строссом, полностью оправдало использование такого необычного рекламного носителя. 6/6/2003 Вообще-то день рождения джинсов - дата достаточно условная. За точку отсчета
взято 20 мая 1873 года, когда фабрикант Леви Стросс и его закройщик Джекоб Дэвис
получили патент на использование заклепок при пошиве штанов. Но это был лишь
один шаг в разработке джинсов: покрой, цвет, стандарт материала «классических»
голубых джинсов создавались постепенно. Однако в праистории джинсов не так много
других точных дат - никто же не предполагал, что банальная спецодежда станет
мировым хитом, и процесс создания «штанов XX века» не был тщательно задокументирован.
Главной причиной появления джинсов стало... золото. В 1849 году в Калифорнии
открыли месторождения этого металла, и на Запад Америки хлынули тысячи золотоискателей.
Эта волна переселения принесла с собой и мелкого торговца Леви Стросса. Именно
он один из первых понял, что настоящие капиталы делаются не теми, кто горбатится
на прииске, а теми, кто торгует с золотоискателями. Стросс в 1853 году начал
шить и продавать дешевые и крепкие рабочие штаны, которые, естественно, пошли
нарасхват. Так появился прообраз легендарных джинсов.
Те грубые брюки, которые поначалу получались у Леви Стросса, были мало похожи
на то, в чем мы ходим нынче. Они шились из парусины и были коричневыми. Но потом
начинающий фабрикант перешел на другую ткань - «нимскую саржу» из французского
города Ним (отсюда и английское название ткани denim), покрашенную в цвет индиго,
который и стал классическим. Европа еще раз посодействовала успеху Стросса,
когда в 1878 году в Германии придумали искусственный краситель индиго, более
дешевый, чем натуральный. Понемногу формировался и покрой джинсов: появилась
классическая пятикарманная модель: два больших кармана спереди, два - сзади
и маленький «часовой» карман, выработался двойной шов, наконец, придумали те
самые патентованные заклепки, укреплявшие карманы. Прочные штаны полюбились
не только золотоискателям, но и, к примеру, ковбоям - эта одежда оказалась удивительно
подходящей для скачки на лошадях и для техасского родео. Успех Леви Стросса
привел к тому, что джинсы стали делать и другие фабриканты. Но вплоть до 30-х
годов прошлого века джинсы оставались обычной спецодеждой - удобной, прочной,
но совершенно не модной.
Культовый статус «штанам от Леви» придал Голливуд. После того, как «фабрика
грез» приучила Америку к ковбойским фильмам, джинсы стали намертво ассоциироваться
со скачущими во весь опор героями в широкополых шляпах и с кольтом на поясе.
Но главный успех пришел к джинсам лишь после Второй мировой войны, когда вслед
за Элвисом в голубые штаны оделось поколение рок-н-ролла. Вот тогда-то фабриканты
ковбойских брюк и превратились в мультимиллионеров. И тогда же кончилась эпоха
«классических джинсов»: как только они стали писком моды, за них взялись модельеры.
Появились джинсы самых разных цветов, специальные женские модели (что бы сказали
суровые герои ковбойских фильмов, увидев дамские штанишки из денима с рюшечками
и вышивкой?!), «вареные», «застиранные», «грязные», драные, расклешенные джинсы
и джинсовые шорты, «эксклюзивные модели» стоимостью в несколько десятков тысяч
долларов, джинсы от ведущих парижских домов моды и любые другие фасоны, которые
только могут прийти в голову оригиналу haute couture.
В 90-х годах джинсам даже успели напророчить окончательный выход из моды - дескать,
вслед за эпохой рок-музыки в небытие должна отойти и молодежная униформа 60-х
годов. Однако, видать, в моде все переменчиво, кроме джинсов. Как бы ни издевались
над этими штанами портные, как бы ни менялись пристрастия молодежи, мир ходил,
ходит и будет ходить в джинсах. А патент 139121, выданный Строссу и Дэвису на
заклепки, отметит еще не один юбилей. Владимир ДЗАГУТО
|