ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ (часть 1)Эта страна прекрасна до неправдоподобия. В брызгах океанской волны путается радуга, с отвесных скал срываются водопады, и пальмы увешаны звездами, словно елочными игрушками. Здесь живут грозные львы и стройные антилопы. Здесь живут белые и черные. Этот факт добавляет в экзотическое южноафриканское блюдо остроту жгучего перца. Многие пугаются ехать сюда. Слишком много в ЮАР черных – три на каждого белого. Слишком живучи слухи о черном расизме. 22/9/2002 Насколько обоснованы эти страхи? Может, не так страшен черный, как его малюют? Вот самые свежие впечатления корреспондента журнала «Вояж и отдых» о том, каковы сегодня в ЮАР отношения между представителями двух рас.
Откуда приходит черная прачка?
Сангома – это знахарь, лекарь, кудесник. Он один знает, как избавиться от прыщей, снять порчу, исправить косоглазие, выгнать заразу. Сангома напяливает на голову шапку из меха бабуина и укладывает больного на лавку в своей дощатой клетушке с тусклой лампочкой под потолком. Он бормочет непонятные слова, дымит сухими травами и прислушивается к бурчанию в желудке пациента.
Сумма вознаграждения зависит от сложности недуга. Дороже всего – 120 рэндов ($15) – стоит лечение мафуфуньяны, страшной неизученной болезни. Крохотные муравьи проникают в мозг и ползают по извилинам, сводя человека с ума. Они доводят до самоубийства – два месяца назад один больной бросился под машину. А все потому, что обратился не к сангоме, а к бесплатному врачу, обслуживающему поселок.
Поселок (тауншип или по-здешнему «туншип») называется «Вид на океан». Но никакого океана нет. Есть ряды сараев, сколоченных из ворованных досок, кусков шифера и выцветших щитов «Кока-кола». Покосившийся штакетник, свиньи на улице, дымки «буржуек», скрипучие качели, помятые пикапы. На тысячу самодельных домиков пятьсот автомобилей, грузовичков и микробусов. В этом смысле статистика неплохая.
Поблизости – белый поселок. Виллы с подземными гаражами, прохладными бассейнами, стрижеными лужайками. Садовники, прачки и уборщики из тауншипа каждое утро ходят к белым на работу. Белые не понимают: почему негры понастроили грязных коробок под нашими окнами? Да потому, объясняют им, что в стране безработица и чернокожие цепляются за любую возможность получить хоть немного денег. Вы что, хотите, чтобы домработницы и садовники падали с неба утром, а вечером опять улетали в облака?
Никто не знает, сколько чернокожих живет в тауншипах ЮАР. Подсчет ведется с самолета: делают аэрофотосъемку участка пять на пять километров, пересчитывают крыши на снимке и умножают на среднее число живущих в одном сарае (примерно на пять). Поэтому данные очень приблизительны.
Тауншипы остались еще со времен апартеида, когда черным отдавали огромные районы-бантустаны и предоставляли самоуправление и независимость. Говорили: живите там сами, а мы, белые, будем вам помогать. Но бантустаны признавала только Южная Африка. Весь мир объявил расистам бойкот – по крайней мере на словах. Когда белые из ЮАР приезжали в Европу или в Америку, передовые представители цивилизованных стран обвиняли их в расизме. Но они отвечали: наоборот, мы помогаем черным, мы им землю дали бесплатно, они у нас живут лучше, чем в любой другой стране Африки. От голода никто не умирает, войны нет, все довольны. А апартеид – так это для их же пользы.
«Апарт» – это просто «разделение». Логика была простая: все расы равны, но черные отстают в развитии лет на 300 или 500. Их надо подтянуть до уровня белых. Только для этого сначала отделить – пусть живут в своих тауншипах и подтягиваются.
Всю страну разбили на три части: белую, черную и цветную. В каждом конкретном случае принадлежность гражданина к той или иной расе определяла комиссия из пяти белых экспертов. Иногда возникали споры, не было единого мнения. Тогда в волосы испытуемого вставляли карандаш и просили наклониться вперед. Если карандаш падал, значит, волосы мягкие и прямые. Если остался торчать – жесткие и кудрявые. В первом случае человек цветной, во втором – черный. У цветных прав было немного больше.
В ЮАР запретили смешанные браки, разделили школы, парки, автобусы, пляжи, туалеты. Черным запретили посещать города без специального разрешения. Развесили повсюду таблички: «White» и «Non white».
Мандела против коротких штанов
Даже в политической тюрьме на острове Роббен черные и белые заключенные сидели отдельно. Белые носили длинные штаны и куртки с длинными рукавами, ели белый хлеб, белый сахар и пили чай с молоком. А у черных были короткие рукава и короткие шорты. Им давали нешлифованный рис, коричневый сахар и кофе без молока. Черный – он же дикарь. А белый, хоть и коммунист, но все же белый.
Расизм процветал и в других странах, но в ЮАР его узаконили – вот в чем беда. В конституции записали примерно так: исходя из того, что черные относятся ко второму сорту, их судьбу будет решать белое меньшинство. А черные с этим не согласились. Когда в тюрьму посадили лидера черных Манделу, он объявил голодовку. Потребовал, чтобы форма одежды и еда для всех была единая. Он выиграл, но наполовину, – форму одежды сделали одинаковой, а еду оставили раздельную. Ну, и в итоге, кто здоровее? Манделе сейчас 83 – и чувствует себя прекрасно, а все белые заключенные, сидевшие вместе с ним, поумирали.
Сейчас тюрьму превратили в музей, туда водят туристов и показывают камеру, где сидел Мандела. Экскурсоводы – бывшие заключенные. Остров Роббен объявлен ЮНЕСКО «достоянием человечества», там нельзя курить, бросать мусор и плеваться.
Читайте продолжение статьи: ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ (часть 2)
Игорь СТОМАХИН.
|