Защитит ли украинских немцев Баварский Бультерьер?22 сентября этого года гражданам Германии предстоит избрать новый парламент, а соответственно – определить стратегию своего развития на ближайшее будущее. Однако предстоящие выборы интересуют не только жителей ФРГ, но и порядка 50 тысяч этнических немцев, живущих в Украине и стремящихся вернуться на историческую родину. 31/7/2002 Украинским немцам достаточно сложно определить, кто же из двух кандидатов на пост германского канцлера будет более полезен для потенциальных репатриантов – социал-демократ Герхард Шредер или баварский консерватор, христианский демократ Эдмунд Штойбер. Если первый в течение всего пребывания у власти «стелил мягко» по отношению к иммигрантам и потенциальным репатриантам, то спать все равно было весьма жестко. Фактически, за время правления социал-демократов и зеленых Германия прекратила прием «потомков поздних переселенцев» и прочих разновидностей репатриантов.
Об этом не было громких заявлений или официальных указов – просто документы репатриантов стали застревать в соответствующих комиссиях. Подписанный в этом году президентом Германии Йоханнесом Рау закон об иммиграции, подготовленный партиями правящей коалиции, также вряд ли скажется на судьбе репатриантов. Так что переизбрание нынешнего канцлера Герхарда Шредера для украинских немцев может означать окончательное крушение надежд на репатриацию.
Эдмунд Штойбер, на первый взгляд, также не сулит ничего хорошего для «лишенных наследства» немцев СНГ. «Баварский бультерьер», «светловолосая гильотина» – таковы прозвища, которыми наградили Штойбера его же земляки. Впервые за последние десятилетия немецкой демократии реальным претендентом на власть стал человек не просто правых, но крайне реакционных убеждений, выступающий «за Германию – для немцев», за ужесточение иммиграционной политики и против расширения Евросоюза. В тоже время именно пронемецкие настроения Штойбера могут сыграть на руку этническим немцам, не имеющим возможности вернуться на историческую родину. Достаточно лишь четко определить – немцы ли они еще или самозванцы?
Не еду я на Родину, или Вир волен нах Фатерлянд
Не так давно представители общества немцев Украины «Возрождение» пикетировали германское посольство в Киеве. Участники акции скандировали «Вир волен нах Фатерлянд» («Мы хотим на Родину») и держали плакаты: «Требуем отменить дискриминацию и дать возможность возвратиться этническим немцам в Германию», «Жертвы ГУЛАГа стали жертвами бундестага», «Шпрахтест – акт дискриминации».
Пикетирующие требовали отмены дискриминационных мер против немцев, желающих вернуться в Германию, а также, чтобы срок рассмотрения их заявлений был сокращен до одного года, потому что некоторые из них ждут решения своей участи в течение многих лет. Участники митинга передали сотрудникам посольства открытое письмо бундестагу и правительству Германии. Ответа, впрочем, не последовало.
Этих людей вывело на улицы отчаяние. Современные, уже не советские «отказники», они требовали признать немцами всех, кто может доказать свое немецкое происхождение и отменить бюрократические преграды на пути получения разрешения на выезд в Германию. По их словам, только в Киеве 120 этнических немцев получили отказ в возвращении на родину предков в связи с очередными ужесточениями немецкого законодательства.
Пикетчики рассказывали, что на собеседовании в посольстве этнический немец должен продемонстрировать не только хорошее владение немецким языком (пройти «шпрахтест»), но и знание культуры и традиций Германии. Что, естественно, создает условия для чиновничьего произвола. Кроме того, потенциальный гражданин Германии должен был признавать свою принадлежность к немецкой нации на протяжении всей жизни.
Узники крови
Немцам, приглашенным в Российскую империю еще Екатериной II, жилось неплохо: крепкие хозяйства, вполне доброжелательные отношения с соседями. С осени 1917 года им – как, впрочем, и другим нацменьшинствам, – стало не по себе. Голод, коллективизация, процессы... После нападения Германии на Советский Союз им пришлось совсем плохо – всех немцев как неблагонадежных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года депортировали в места весьма отдаленные – Казахстан, Сибирь, Алтай. По существу, без суда этнические немцы были осуждены и на долгие годы прикованы к чужой территории без права выезда из мест депортации и ссылки.
10 января 1942 года «в целях рационального использования немцев-переселенцев – мужчин в возрасте от 17 до 50 лет, Государственный Комитет Обороны постановил мобилизовать в количестве до 120.000 в рабочие колонны на все время войны. Установить нормы продовольственного и промтоварного снабжения по нормам, установленным ГУЛАГу НКВД СССР». 7 октября этого же года в рабочие колонны были мобилизованы и женщины.
Работали в спецпоселениях как заключенные, за побег – 20 лет лагерей. Немцы стали менять всеми возможными и невозможными способами имена, фамилии и национальность своих детей. Естественно, ни о каком разговоре в семье на немецком языке и соблюдении традиций речь идти не могла. Основной задачей являлось только одно – выжить физически, сохранить семью и вырастить детей.
Нелегко было и немцам, вывезенным в Германию с оккупированных территорий. Во время войны они работали батраками у крестьян или на заводах. После прихода советских войск в Германию большинство из них было депортировано обратно в СССР, где еще на протяжении 10-15 лет они «трудились» в концентрационных лагерях Советского Союза. Многие были расстреляны за измену Родине, другие просто умерли в лагерях.
13 декабря 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении, были сняты правовые ограничения, но реабилитированы они не были вплоть до 1989 года, когда Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Немецкое меньшинство в течение еще многих лет находилось в положении преступников, по отношению к которым лишь изменили меру пресечения.
Не многим немцам удалось реализовать себя и в более спокойные 60-80-е годы, так как национальность «немец» всегда тесно связывалась советским менталитетом со словом «фашист».
Читайте продолжение статьи: Защитит ли украинских немцев Баварский Бультерьер? – 2
Святослав РЕЧИНСКИЙ.
|