Каждый человек имеет право на свободу передвижения

ГЛАВНАЯ - АРХИВ - РЕКЛАМА - События - Эмиграция - Работа - Учеба - Визы - Туризм - Аэробус - Деньги - Недвижимость - Шопинг - Технологии - Здоровье - Фотокадр
- Гид гурмана - Автотур - Странники - Зона закона - Безопасность - Интеграция - Страноведение - Культура - Просто жизнь - Иностранности - Спортивный интерес - Личный опыт

Географический указатель

СПОРТБРЕНД

Содержание номера и географический указатель: «Заграница» №36 (653)

СТРАННИКИ

Автостопные байки от Валерия Шанина

Валерий Шанин: 53 года, активно путешествует с 1995 года, объехал 100 стран, протяженность маршрутов – около 1 000 000 километров, совершил три кругосветных путешествия. Основатель «Московской школы автостопа».

12/10/2015

Валерий Шанин

О кругосветках

На первую кругосветку я потратил 280 долларов и три года: ездил с конца 1999 до конца 2002 года, с 300 долларами выезжал, с 20 вернулся. Там все было по жесткой схеме: перемещался только автостопом и на попутных кораблях, на всем экономил, ночевал все время бесплатно – либо у людей в гостях, либо на природе, либо в храмах, монастырях. В некоторых местах задерживался, чтобы подработать, например, полгода в Австралии на цветочной ферме розы выращивал. При этом поселили меня в роскошном старинном доме с полной подпиской журнала National Geographic.

Во вторую кругосветку в 2007-2008 годах ходил, за 108 дней проехал вокруг света. Тогда я ездил как гид, на разных этапах ко мне присоединялись попутчики-туристы, которых я возил, за 108 ночей мы только три раза ездили автостопом и ночевали под открытым небом, в остальное время все было очень цивильно: ночевали по гостиницам, перемещались общественным транспортом.

Самой яркой была третья кругосветка, которая шла девять месяцев: с 19 сентября 2009 года до 1 июня 2010-го. Проходила она под девизом «Вокруг света без виз!». Я решил показать, что с российским загранпаспортом сейчас свободно можно путешествовать по миру. Планировал проехать 48 стран, успел только 38, при этом ни разу не заходили ни в одно посольство или консульство и не получили ни одной визы. Прокатился только по безвизовым странам: Европе, Африке, Ближнему Востоку, Азии, Океании, Южной и Центральной Америке. На маршруте было 33 перелета. Я договорился с одним сайтом, отсылал им материалы, они платили мне по 25 долларов за текст. Соответственно, я без денег стартовал, без денег финишировал.

Такое путешествие, наверное, повторить никто не сможет, настолько оно было разноплановым. Там мы не ограничивали себя никакими принципами: могли утро начать в отеле, после завтрака выйти на трассу, поехать автостопом, переночевать где-нибудь на природе, утром выйти ловить крабов, сварить их на завтрак в котелке, дойти до остановки, купить билет на междугородний автобус и так далее. За день мы с попутчиками могли по два-три раза переходить с безденежного режима на буржуйский и обратно.

О транспорте

В ходе путешествий я перемещаюсь, в основном, автостопом, по трассе на попутках. Хотя временами, конечно, доводилось воспользоваться и экзотическими видами транспорта. Под конец первой кругосветки я возвращался из Эквадора в Санкт-Петербург на банановозе, три недели питался одними бананами. Двадцать лет их потом не ел. На ООНовском самолете перелетал из Восточного Тимора в Австралию. В последнем путешествии по Турции мы через всю страну, не разделяясь, ездили компанией в девять человек, стопили для этого только трактора с прицепами, чтобы все влезли.

Я иногда беру в путешествие дочерей. К моей третьей кругосветке одна присоединялась в Хорватии, другая – в Аргентине. Прилетали на самолете, пару недель со мной катались и улетали назад.

О встречах

Самая запоминающаяся встреча у меня произошла в Америке, в штате Айова: это был единственный раз в жизни, когда мне доверили штурвал и я управлял самолетом. Вышло все так: я путешествовал автостопом через США и оказался в Айове в сельской глуши: кругом – одни фермы. Садится солнце, я на трассе, думаю, ну все, ночью голосовать не буду, спать придется в кукурузе. И едет раздолбанная машина, колымага такая рабочая. Там сидит мужик: в комбинезоне, весь краской заляпан. Я ему говорю: «До города добросишь? Вывези меня из этой глухомани». Он говорит: «Окэй, поехали».

Разговорились, оказалось, он – владелец компании по покраске домов, 15 человек на него работает. И он с ними тоже трудится, потому что у него есть хобби – самолет. А просто владея бизнесом и сидя на пенсии дома он якобы этого не смог бы себе позволить. Во всяком случае, он сам мне так эту ситуацию объяснил.

Встретились мы в субботу вечером и, как выяснилось, крайне удачно. Потому что он шесть дней в неделю работает и только по воскресеньям летает. Он позвал меня заехать в гости, переночевали у него и утром поехали на аэродром. Там он говорит:

– Ты в какую сторону едешь?

– В Чикаго.

– Ну, до Чикаго у нас горючего не хватит, но полдороги подброшу.

Мы сели в его маленький самолет, взлетели, на курс вышли, он передает мне штурвал и говорит: «Давай, рули по компасу». Я-то думал, он автопилот включил и подтрунивает так надо мной, поэтому взял и повернул штурвал влево. Так мы чуть в пике не ушли! Он помог выровняться, и всю дорогу я провел за штурвалом...